Психодраматическая техника «зеркало»

Техника «зеркало» соответствует той фазе детского развития, которую Морено иногда называет также «ста­дией познания "Ты"» и которая возникает в конце стадии вселенской реальности. Ребенок выделяет себя среди лю­дей и предметов своего окружения и вырабатывает пред­ставление о самом себе. Этот поворотный пункт в разви­тии особенно хорошо можно пронаблюдать на детях, ког­да они начинают удивляться своему отражению в зеркале. Сначала ребенок принимает свое отражение в зеркале за другого маленького ребенка и считает его таким же реаль­ным, как себя самого. Он не замечает — подобно взросло­му при проецировании, — что черты, которые он конста­тирует у другого, являются его собственными. Лишь по­степенно ему становится ясно, что ребенок в зеркале со­вершает движения одновременно с ним и их повторяет. Он смеется, танцует и плачет вместе с ним. Морено любит иллюстрировать этот шаг в познании анекдотом о малень­ком мальчике, который, глядя на свое отражение, ударил по стеклу и разбил зеркало. Ему хотелось узнать, что за странный ребенок находился в шкафу за зеркалом.

В этой стадии ребенок преодолевает третью ступень ролевого развития. Он относится к отражению в зер­кале как «к другой части, более интересной, чем все остальные фигуры мира, включая самого себя». Отно­шение ребенка к своему зеркальному отражению в мо­мент перехода от чисто внешнего восприятия к воспри­ятию себя находит свои психодраматические параллели в технике «зеркало».

При использовании техники «зеркало» психодрама­тическая работа ведется не с реальным зеркалом, а с ко-терапевтом или с умелым участником группы. После тщательного наблюдения он, так сказать, зеркально изо­бражает клиента или пациента на сцене. В качестве зри­теля пациент, словно в зеркале, видит в игре ко-терапевта самого себя, проявление своей психики. Он обнару­живает, например, каким привередливым и мелочным он был с медицинской сестрой во время завтрака. Имея пе­ред своими глазами такого зануду (себя самого), он идентифицируется с медсестрой и понимает, насколько этот больной (то есть он сам) ей неприятен. Такие «зеркальные» конфронтации с собственным поведением мо­гут настолько затронуть наблюдающего за ними протаго­ниста, что он зачастую по собственному почину пытается изменить свое поведение. Видеозапись дает такой же эф­фект «зеркала». Ее недостатком является то, что здесь нет возможности, как в психодраматической технике «зеркало», дозировать остроту отражения и что при ис­пользовании видеозаписи из ролевого переживания вспо­могательного «Я» выпадает столь важная в смысле че­ловеческого сосуществования обратная связь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: