Действовать целебнее, чем говорить (10).
Я. Л. Морено
Вназвании этой главы выражено сознательное ограничение последующего изложения психодрамотерапии. Данная книга не претендует на то, чтобы дать достаточно полный обзор результатов психодрамотерапии, которые в течение двух-трех последних десятилетий были опубликованы в разных странах. Речь скорее идет о том, чтобы показать, каким образом в основу практического применения психодрамы положены три выведенные Морено из реальных феноменов теории — учение об акциональном голоде, теория ролей и социометрия, объединенные более широкими рамками его теории спонтанности и креативности, и каким образом они могут служить целенаправленному установлению показаний ипланированию терапии. Учение о побудительных силах, теория ролей и социометрия отнюдь не касаются изолированных сфер жизни; напротив, они неразрывно друг с другом связаны. И тем не менее, рассматривая разные точки приложения психодрамотерапии иразличные ее техники, представляется вполне правомерным рассмотреть эти теории по отдельности, не упуская при этом из виду их внутренние взаимосвязи. Сложности иопасности, которые могут возникать в процессе психодрамотерапии, тоже досконально не обсуждаются, однако на них обращается внимание в практических примерах.
|
|
Мы считаем вместе с Морено, что внутри установленных генетическими факторами границ как причинами, так и следствиями легких, равно как итяжелых психических расстройств являются нарушения нормальной динамики влечений, ролевого развития и поведения, а также структуры межчеловеческих отношении, или социального атома. Различия между патологическими нарушениями и психическими нарушениями, не выходящими пока еще за пределы нормы, понимаются Морено как градуальные. Поэтому как врач он ставит себя на одну доску с больными, а их здоровые задатки и возможности рассматривает точно так же, как нарушения и опасности, которые грозят здоровым людям или от них исходят. В одном из стихотворений Морено говорится:
О, как я шелудив и хром, Чтоб путь самому мне пройти. Собственным беспокойством больной, Должен смотреть я на ваши страданья. Рана чья — твоя иль моя — должна затянуться сначала? Мне нужно помочь нам обоим: Вот все, что я знаю. Что ж, подойдите к постели моей, Больной иль здоровый, И от меня, больного врача, примите микстуру (79).
В психодрамотерапии каждая психодраматическая игра используется вначале главным образом в диагностических целях. Терапевтические эффекты, однако, нередко возникают уже на первом занятии. С другой стороны, новые аспекты этиологии нарушения могут проявиться и на последующих психодраматических занятиях. Поэтому неверно говорить об исключительно диагностических или только терапевтических психодрамах. Важно, чтобы психодрамотерапевт осознавал оба аспекта каждой психодрамы и умел надлежащим образом их использовать.