МЭИ. Основные интеграционные группировки мира. Россия в МЭИ

Международная экономическая интеграция — это процесс хозяйственного и политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их экономик на различных уровнях и в различных формах. Цель МЭИ – проведение согласованной политики между странами-участницами и между третьими странами. При этом страны-участницы стремятся поддерживать макроэкономическое равновесие, решать внешние и внутренние проблемы. Самая простая и наиболее распространенная форма экономической интеграции – 1) зона свободной торговли (например, ЕАСТ, НАФТА), в рамках которой отменяются торговые ограничения между странами-участницами, и прежде всего таможенные пошлины. Создание зон свободной торговли усиливает конкуренцию на внутреннем рынке между национальными и зарубежными производителями товаров, что, с одной стороны, увеличивает опасность банкротств, а с другой – является стимулом для совершенствования производства и внедрения нововведений. 2)таможенный союз (ЕЭС) – предполагает наряду с функционированием зоны свободной торговли установление единого внешнеторгового тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран. В обоих случаях межгосударственные отношения касаются лишь сферы обмена, с тем чтобы обеспечить для стран-участниц одинаковые возможности в развитии взаимной торговли и финансовых расчетов. 3)общий рынок (ЕС), который призван обеспечивать его участникам наряду со свободной взаимной торговлей и единым внешнеторговым тарифом свободу передвижения капитала и рабочей силы, а также согласование экономической политики. При функционировании единого рынка формируются общие фонды содействия социальному и региональному развитию, создаются наднациональные органы управления и контроля, совершенствуется правовая система, т.е. возникает единое экономическое, правовое, информационное пространство. 4)экономический и валютный союз, совмещающий все указанные формы интеграции с проведением общей экономической и валютно-финансовой политики: Этот союз имеет место лишь в Западной Европе. Только здесь процесс экономической интеграции прошел все указанные этапы. Экономическая интеграция имеет ряд объективных факторов, среди которых важнейшее место занимают: глобализация хозяйственной жизни; углубление международного разделения труда; общемировая по своему характеру научно-техническая революция; повышение открытости национальных экономик. Все эти факторы взаимообусловлены.

Глобализация хозяйственной жизни наиболее интенсивно идет на региональном уровне, так как большая часть фирм имеет контакты с фирмами соседних стран. Поэтому одна из основных тенденций глобализации мирового хозяйства – образование вокруг той или иной страны или группы наиболее развитых стран интеграционных зон, крупных экономических мегаблоков (США – на американском континенте, Япония и США – в Тихоокеанском регионе, ведущие западноевропейские страны – в Западной Европе). В свою очередь, в рамках региональных интеграционных блоков иногда формируются субрегиональные очаги интеграции, что особенно характерно для Тихоокеанского региона. Продолжается углубление международного разделения труда. Под влиянием НТП усиливается предметное, подетальное, технологическое разделение труда на внутрифирменном и межстрановом уровнях. Возрастает взаимосвязь (взаимозависимость) производителей отдельных стран на основе не только обмена результатами труда, но и организации совместного производства на базе кооперирования, комбинирования производственно-технологических процессов. Интенсивное развитие кооперирования между фирмами разных стран привело к появлению крупных международных производственно-инвестиционных комплексов, инициаторами создания которых чаще всего являются ТНК. Структура международных экономических организаций:

1) Универсальные межгос.органтзации, включающие большинство стран, цель которых – защита интересов всех стран мира. К этой группе относится созданная в 1945г. СССР, США, КНР И Великобритания и объединявшая в 2008г. около 190 государств Система Организации Объединенных Наций (ООН). Цели создания ООН – поддержание и укрепление мира и сотрудничества между странами. Система ООН представляется следующим образом: Генеральная Ассамблея, которая включает все страны, входящие в ООН; Совет безопасности, состоящий из 15 государств (5 из них являются постоянными членами – Россия, США, КНР, Великобритания и Франция); экономический и социальный совет; Совет по опеке; Международный суд; Секретариат.

2)Региональные межгос.организации (ЕС, СНГ, НАФТА, МЕРКОСУР), которые классифицируются по соответствующим регионам мира (европейские, американские, азиатские, африканские группировки).

3) Межрегиональные межгос.организации (организация экономического сотрудничества и развития).

4) специализированные межгос.организации делятся на следующие группы:

- организации, специализированные по сегментам рынка – ОПЕК (организация, созданная Ираном, Ираком, Кувейтом, Саудовской Аравией и Венесуэлой с целью координации их отношений с зарубежными нефтяными компаниями) и др.;

- торгово-экономические организации – ЮНКТАД (орган Генеральной Ассамблеи ООН), Международная таможенная организация и др.;

- валютно-финансовые и кредитные организации – МВФ и др.;

- экономические и научно-технические организации – МАГАТЭ (международное агенство по атамной энергетики), ООН по промышленному развитию т др.

5) Неформальные и полуформальные объединения государств – G7.

6)Негос.(неправительственные) международные организации. В отличие от межправительственных организаций они не являются субъектами международного права, но имеют статус юридических лиц и реализуют свою деятельность в рамках международной системы экономических отношений.

Европейский Союз – это объединение демократических европейских стран, созданное для осуществления совместной деятельности во имя мира и процветания. Учрежден в 1992г. в соответствии с Маастрихстким договором на базе 3х сообществ: Европейского объединения угля и стали; Европейского экономического сообщества (Римский договор); европейского сообщества по атомной энергии. В 2008 году в состав ЕС входило 27 стран(Франция, Германия, Италия, Дания, Великобритания, Ирландия, Греция, Испания, Австрия, Швеция, Венгрия, Польша и др.).

Цели создания ЕС: устранение всех ограничений в торговле между странами-участницами; установление общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами; ликвидация ограничений для свободного передвижения людей, капиталов и услуг; сближение законодательства. Источниками финансирования совместной деятельности ЕС являются: Европейский фонд регионального развития, Европ.соц.фонд, Европ.инвестиционный банк, бюджеты стран ЕС, Европейский фонд валютного сотрудничества и др. Основные органы управления ЕС: Европейский совет (Евросовет) – верховный орган ЕС в составе глав государств и правительств стран-участниц (он принимает решения стратегического характера); Совет министров – законодательный орган, принимающий решения по реализации единой политики ЕС большинством голосов; суд ЕС – правовой орган, состоящий из 13 судей, обеспечивающий выполнение договоров ЕС; Комиссия ЕС - высший орган исполнительной власти ЕС (представляет на утверждение Совету министров проекты зщаконов, контролирует соблюдение налоговой политики, распоряжается бюджетом); Еропейский парламент – формируется путем всеобщих выборов: представительный, контролирующий и консультативный орган ЕС.

В 1985г. ФРГ, Франция и Люксембург заключили Шенгенское соглашение о безвизовом перемещении населения между этими странами. (в Шенгенскую зону входят 22 страны, кроме Великобритании Ирландии, Болгарии, Кипра, Румынии). Но в рамках ЕС есть свои проблемы. Здесь отсутствует единство во внешней политике относительно действий США и НАТО по поводу войны в Ираке и Афганистане, агрессии против Ирана и Кубы и др. В 2005 г. в ЕС разразился политический кризис в связи с провалом конституции ЕС. Против конституции ЕС были население Франции и Голландии. В связи с провалом конституции был подписан «базовый договор» (договор о реформе ЕС), который будет приниматься не через референдумы, а через национальные парламенты и вступит в силу, если его утвердят парламенты всех стран ЕС. (с 2014 года сокращается состав Еврокомиссии).

НАФТА – североамериканское соглашение о свободной торговле, в состав которой вошли США, Мексика и Канада. Основной целью НАФТА является устранение барьеров в сфере торговли и инвестиций между США, Канадой и Мексикой. В то время как Европейский союз базируется на концепции федеральной политики с распределением власти между его органами — Советом, Комиссией, Парламентом и Судом Правосудия, с одной стороны и членами-государствами с другой, НАФТА строит интеграцию на основе конфедеративных связей между независимыми суверенными государствами. Взаимодействие в сфере торгового оборота в каждом из этих государств поддерживается автономными директивными органами в рамках, установленных НАФТА. Цели:

— устранение таможенных и паспортных барьеров и стимулирование движения товаров и услуг между странами-участницами соглашения;

— создание и поддержание условия для справедливой конкуренции в зоне свободной торговли;

— привлечение инвестиций в страны-члены соглашения;

— обеспечение должной и эффективной защиты и охраны прав интеллектуальной собственности;

— создание действенных механизмов внедрения и использования Соглашения, совместного решения споров и управления;

— создание базы для будущей трёхсторонней, региональной и международной кооперации в целях расширения и улучшения Соглашения;

— создание единого континентального рынка.

Проблемы НАФТА. В апреле 1999 г. Комиссия договора о зоне свободной торговли в Северной Америке опубликовала данные о том, что США за 5 лет существования НАФТА за счет роста экспорта в страны-партнеры получили 14,8 млн новых рабочих мест, в то время как Мексика — 2,2 млн, а Канада —1,3 млн. Многие аналитики считают, что в США и Канаде исчезают высокооплачиваемые рабочие места по мере увеличения объемов импорта из менее развитых индустриальных стран, одной из которых является Мексика.

Перспективы НАФТА: увеличение взаимного экспорта приведет к росту числа рабочих мест; стремление ряда южноамериканских стран присоединится к НАФТА; Канада с помощью участия НАФТА сможет освоить наукоемкие производства и выйти на более высокий уровень межгос.сотрудничества; перенос трудоемких производств на территорию Мексики позволит США снизить издержки и тем самым повысить конкурентоспособность американской продукции.

МЕРКОСУР – южноамериканский общий рынок. В него входят Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай, Венесуэла (с июля 2006), а в качестве ассоциированных членов — Чили, Боливия, Колумбия, Эквадор, Перу. Первым шагом к созданию объединенного рынка на континенте послужило соглашение о свободной торговле, подписанное Аргентиной и Бразилией в 1986. Через четыре года к ним присоединились Парагвай и Уругвай. Главный орган управления Меркосур — Совет Общего рынка. Он собирается периодически на высшем уровне (глав государств и правительств, министров иностранных дел) и осуществляет политическое планирование развития интеграции. Группа Общего рынка – главный исполнительный орган, функционирующий постоянно. Он имеет административный секретариат с головным офисом в Монтевидео (Уругвай), а также 10 технических комиссий, подчиняющихся Группе общего рынка и занимающихся вопросами торговли, таможенного регулирования, технических норм, валютно-финансовой политики, макроэкономической политики, наземного и морского транспорта, промышленной технологии, сельского хозяйства и энергетики
Основной принцип деятельности органов Меркосур — консенсус. Идея создания наднациональной структуры по примеру Европейского Союза не получила поддержки. Создание Меркосур привело к увеличению взаимной торговли между его участниками: за 1991—1997 она выросла примерно в шесть раз, хотя товарооборот с развитыми странами почти не менялся. В зоне свободной торговли первых четырех стран-участников были ликвидированы таможенные пошлины на 90% товаров, согласованы общие внешние тарифы для торговли с третьими странами на 85% импортируемых товаров. С 1 января 1995 в соответствии с Соглашением Оуро-Прето, подписанным в 1994, Меркосур перешел на более высокий уровень интеграции: от зоны свободной торговли к таможенному союзу. Для всех участников был введен единый таможенный тариф на продукцию, ввозимую из третьих стран (ставка импортных пошлин для разных товаров колеблется от 0 до 20%).

G7 - «большая семёрка», позже ставшая «большой восьмёркой», международным клубом, объединяющим правительства Великобритании, Германии, Италии, Канады, России, США, Франции и Японии.«Большая восьмёрка» не является международной организацией, она не основана на международном договоре, не имеет устава и секретариата. Решения «восьмёрки» не имеют обязательной силы. Как правило, речь идёт о фиксации намерения сторон придерживаться согласованной линии или о рекомендациях другим участникам международной жизни применять определённые подходы в решении тех или иных вопросов. G6 возникла на совещании глав государств и правительств Франции, США, Великобритании, ФРГ, Италии и Японии во дворце Рамбуйе 15—17 ноября 1975 (с начала 70-х годов подобные встречи проводились на уровне министров финансов). В 1976 году «шестёрка» превратилась в «семёрку», приняв в свой состав Канаду, а в течение1991—2002 поэтапно (по схеме «7+1») преобразована в «восьмёрку» с участием России. Идея проведения встреч руководителей наиболее промышленно развитых стран мира возникла в начале 70-х годов в связи с экономическим кризисом и обострением отношений между США, Западной Европой и Японией по экономическим и финансовым вопросам.На первое совещание (15—17 ноября 1975) по инициативе тогдашнего президента Франции собрались главы государств и правительств шести стран: США, Японии, Франции, Великобритании, ФРГ, Италии. На встрече была принята Совместная декларация по экономическим проблемам, в которой содержится призыв о неприменении агрессии в торговой области и отказ от установления новых дискриминационных барьеров. В дальнейшем встречи проводятся ежегодно. «Большая восьмёрка»: Россия, США, Великобритания, Франция, Германия, Япония, Италия, Канада. Прочие — ЕС, государство-председатель ЕС, Индия и Китай.

Россия и G7. Страной-председателем «Большой восьмёрки» в течение 2006 года являлась Россия (председатель —Владимир Путин). Заявленные приоритеты периода председательства России в «Большой Восьмёрке» это: энергетическая безопасность, образование, борьба с распространением инфекционных заболеваний и прочие актуальные темы (борьба с терроризмом, нераспространение оружия массового уничтожения, урегулирование региональных конфликтов, развитие мировой экономики и финансов, развитие международной торговли, сохранение окружающей среды).На саммите 2012 Российскую Федерацию представлял председатель правительства Дмитрий Медведев. Президент Владимир Путин отказался от участия во встрече сославшись на необходимость продолжить формирование Правительства. Дмитрий Медведев объяснил своё появление на саммите необходимостью сохранения выбранного курса внешней политики. Такое решение вызвало критику в СМИ США. С 1 января 2014 года Россия приняла председательство в «Большой восьмёрке».
Содружество Независимых Государств (Снг) - межгосударственное объединение, образованное Белоруссией, Россией и Украиной; в Соглашении о создании СНГ, подписанном 8 декабря 1991 в Минске, эти государства констатировали, что СССР в условиях глубокого кризиса и распада прекращает свое существование. Заявили о стремлении развивать сотрудничество в политической, экономической, гуманитарной, культурной и других областях. 21 декабря 1991 к Соглашению присоединились Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, подписавшие совместно с Белоруссией, Россией и Украиной в Алма-Ате Декларацию о целях и принципах СНГ. В 1993 принят Устав СНГ, который предусматривает сферы совместной деятельности государств (обеспечение прав и свобод человека, координация внешнеполитической деятельности, сотрудничество в формировании общего экономического пространства в развитии систем транспорта и связи, охрана здоровья населения и окружающей среды, вопросы социальной и иммиграционной политики, борьба с организованной преступностью, сотрудничество в оборонной политике и охране внешних границ). Наряду с действительными членами в СНГ могут быть ассоциированные члены, участвующие в отдельных видах деятельности СНГ. Некоторые государства представлены на заседаниях глав государств СНГ как наблюдатели. Созданы органы СНГ: Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Межгосударственный экономический совет, Межпарламентская ассамблея сцентром в Санкт-Петербурге и др. Постоянно действующий орган СНГ -Координационно-консультативный комитет в Минске.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: