Требования к руководителю

К сожалению, в специальной литературе недостаточно освещаются вопросы управления ветеринарной медициной. Поэтому целесообразно изложить требования к руководителю вообще, которые будут полезными и для руководителя службы ветеринарной медицины. Они разделяются на общие и специальные. Первые закреплены в основах законодательства о труде и других директивных документах, специальные же изложены в квалификационных справочниках. Относительно ветеринарии, то это в первую очередь Закон о ветеринарной медицине, инструкции по борьбе с болезнями животных и тому подобное. Для руководителя ветеринарной медицины знания и понимания требований общих и специальных являются обязательными, иначе он не сможет выполнять свои служебные обязанности.

При выборе руководителя необходимо учитывать его деловые качества, которые представляют собой симбиоз компетентности и организационных способностей. Последние объединяют:

· психологическую смекалку, (умение ставить себя условно на место другого человека), и практический психологический ум (умение распределять задания с учетом особенностей исполнителей; регулировать их психологическое состояние);

· умение влиять на подчиненных своей энергией, требовательностью, критическим отношением к действительности;

· способность к самостоятельным действиям, готовность взять на себя необходимые функции и ответственность, распорядительность и тому подобное.

Организатор, руководитель должен в совершенстве знать свое дело, уметь подбирать и расставлять кадры. Он обязан критически анализировать и оценивать свои действия (быть самокритичным), а также действия вверенного ему коллектива – проявлять инициативу, находить оптимальные варианты решений, распределять полномочия; воспитывать у сотрудников самостоятельность, заботиться о создании в коллективе оптимального микроклимата, поднимать дисциплину и ответственность каждого за порученное дело, внедрять все новое и передовое, умело использовать моральные и материальные стимулы. Но, по-видимому, главным следует считать овладение искусством работы с людьми. Вспомните, по каким качествам чаще всего оценивают руководителя. Врач, который занимает должность руководителя ветеринарной медицины, может иметь отличные знания. Но свои знания он покажет потом. А сегодня его сотрудники ожидают от него хороших общечеловеческих качеств, человечности.

Отношения с подчиненными, конечно, определяются руководителем. Они зависят от уровня культуры последнего, его характера, отношения к людям и делу и др. Обязательное качество руководителя – быть внимательным к своим сотрудникам. Форма общения, конечно, не должна быть фамильярной и игнорировать дистанцию. Но все же "ты" начальника, обращенное к подчиненному, особенно старшего возраста – это не просто проявление низкой культуры, но и заносчивость последнего.

Форма общения – это не только слова, жесты, но и мимика, выражение лица: если последнее напоминает маску зверя, если вы делаете необоснованные замечания или не находите доброго слова и улыбки подчиненному – вы нарушаете правила поведения.

Проявлением глупого тона является также бестактность, бесцеремонность руководителя, хотя, к сожалению, свои промахи он самостоятельно отмечает не часто. Будучи недовольным своим подчиненным, он может при всех его обидеть, грубо и резко отдать указания. А грубость – это недостаток прогрессирующий: если ее не остановить вовремя, сдерживаться такому человеку со временем становится все тяжелее.

Следовательно, руководитель должен быть, с одной стороны, строгим и требовательным, а с другой – приветливым и вежливым. Он должен дорожить временем других как собственным, знать проблемы своих сотрудников. Организация – не место, где руководитель может откровенно выражать свои симпатии или антипатии, он должен сдерживать свои эмоции и не переносить свои личные несогласия на служебные отношения.

Высокая требовательность к подчиненным не исключает глубокого их уважения, доброжелательности и элементарной вежливости. Небрежно сказанное слово, притом недовольным тоном, выводит человека из равновесия. Страх, незаслуженное оскорбление являются сильными стрессорами, способными привести к эмоциональному срыву и нервным расстройствам вашего подчиненного.

Может, вы были чем- то раздражены и обругали человека случайно. В этом случае наберитесь мужества и извинитесь, признайте свою ошибку. Человек не должен незаслуженно страдать из-за вас.

Не забывайте хвалить своих подчиненных даже за небольшие успехи. Это поднимает настроение, окрыляет и вдохновляет на лучшее отношение к своим обязанностям. В сплоченном коллективе господствует атмосфера доброжелательности и взаимопомощи. Там поддерживают нерешительного и деликатно напоминают дерзкому человеку о правилах доброго тона, там вас внимательно выслушают и заинтересованно отнесутся к вашим предложениям. А руководитель всегда проявляет выдержку и самообладание, ни жестом, ни взглядом не проявит своего нетерпения или неудовлетворенности, разделит с вами и радости и хлопоты, всегда найдет нужное слово. Руководитель должен побуждать к действию других людей. А если он этого делать не умеет, значит, он не на своем месте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: