Формирование врачебного мышления

Можно выделить две стороны развития врачебного мышления: внешнюю и внутреннюю, скрытую. Первая включает:

а) профориентация в школе и правильный отбор абитуриентов;

б) специальное теоретико-практическое обучение в высшей школе;

в) накопление опыта в процессе врачебной работы.

Но внешние стороны не раскрывают сути врачебного мышления. Поэтому следует помнить и о путях внутренних:

а) развитие логического мышления вообще;

б) целеустремленное развитие анализаторов;

в) развитие аналитико-синтетической способности, которая определяется сочетанием теоретических и практических знаний и нагроможденного практического опыта;

г) развитие способностей к критической оценке собственных решений.

Задачи врача – распознать болезнь у конкретного пациента, оказать ему первую помощь и разработать план дальнейшего лечения. К сожалению, неточность медицинских наук затрудняет процесс клинического мышления. Причем степень таких затруднений тем большая, чем меньше знаний и опыта у врача; он медленно решает свои задания в условиях значительной эмоциональной перегрузки, особенно при тяжелом состоянии больного и постоянном ощущении ответственности за его жизнь.

В формировании врачебного мышления важная роль отводится клиническому опыту. Афоризм "Лучше раз увидеть, чем 100 раз услышать" нигде не звучит так актуально, как в практической медицине, в том числе ветеринарной.

Врачебное мышление не выдается с дипломом и не проявляется у врача сразу: нужно несколько лет добросовестного труда, который научит обобщать увиденное и прочитанное. Опыт включает также умение мыслить и практически действовать.

Основа подготовки врача – ветеринарные клиники, где студент осваивает методы диагностики болезней и методы лечения больных. К сожалению, клиники большинства вузов сегодня не обеспечиваются достаточным количеством больных животных с разнообразными болезнями. Учебная и производственная практика не смогут развить у студентов то, чего они не имели – основ врачебного мышления. Поэтому следовало бы пересмотреть систему производственной практики студентов и руководства ею.

Формирование врачебного мышления начинается с первой встречи студента с больным животным, из установленных признаков болезни, симптомов и т.д. Усвоенное в институте под руководством опытных клиницистов, оно дает молодому врачу больше уверенности в своих силах.

Следовательно, врач, который приступил к работе по специальности, не сразу становится выдающимся. Наблюдая, изучая и переживая реальные явления, он готовит будущее, пока неизвестные ему концепции не заживут полнокровной жизнью. При этом непосредственные впечатления будут дополняться литературными данными – и опыт станет еще более весомым.

Активное и целеустремленное формирование лекарственного мышления требует повседневного сочетания теоретических и практических знаний. С. П. Боткин считал, что умение использовать знания для конкретного больного дается врачу нелегко; каждый из них проходит через ряд тяжелых сомнений и ошибок, прежде чем достигает умение правильно использовать свои знания.

Умственная деятельность врача проявляется в двух формах: пассивной (чтение книг, выслушивание мнения коллег и т.п.) и активной, когда он вместе с накоплением знаний постоянно тренирует, стимулирует свое мышление путем анализа результатов собственных исследований. В последнем случае знания и развиваются, и закрепляются. А это уменьшает количество диагностических и практических ошибок.

Клиническая работа сложная, захватывающая и ответственная. И чем больше внимания ей уделяется врачом, тем он более талантливый. Если говорят о талантливом враче, то имеют в виду того, кто самоотверженно любит свою профессию. Его уважают и не только за результаты работы, но и за их отношение и заинтересованность ею, за любовь к своему делу.

Таким образом, профессиональное мышление врача ветеринарной медицины имеет свои особенности. Они обусловлены специфичностью профессии, а также отсутствием языковой связи врача со своими пациентами. Поэтому в решении лечебно-профилактических задач он руководствуется только собственным мышлением. Вследствие постоянного изменения состояния больного оно также должно быть динамичным, давать возможность по клиническим признакам "проникать" в своего пациента и находить изменения, которые развиваются в тех или иных органах.

Развитое врачебное мышление при наличии специальных знаний открывает путь к врачебному мастерству, так необходимому врачу в современных условиях.

Мы привели собственные взгляды на суть профессионального мышления врача ветеринарной медицины. Они нацелят молодых преподавателей, особенно клинических кафедр, на необходимость его формирования у студентов в процессе обучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: