Модуль 2.
Технологии Арт-терапии
Программа:
1. Техника Каракулей.
2. Медитативное рисование мелом.
3. Групповое рисование
4. Тело и телесность в контексте арт-терапии: этика, механизмы, принципы работы.
5. Понятие, основы и техники контемпорари-арт-терапии.
6. Рисуночный тест Сильвер
7. Техника трансгрессии
8. Живопись, ведомое рисование, пальчиковое рисование
Техника «кляксы, каракули» (М. Бетенски)
Данная изобразительная техника в сочетании с музыкой побуждает личность взрослого/ребенка к самораскрытию, исследованию собственного эмоционального состояния, развитию творческого воображения.
Описание техники:
Участникам сессии предлагается выбрать бумагу и изобразительные материалы по желанию, послушать ритм и настроение музыкального произведения, представить себе образ, о котором рассказывает музыка, затем изобразить его экспрессивно (с помощью каракулей, клякс, линий, точек, пятен, отпечатков и др.)
На этапе обсуждения участники рассказывают о своем рисунке, отмечают, получилось ли передать задуманный образ, получилось ли у них что-либо неожиданное, и на что оно может быть похожим, что обозначает выбранный для рисунка цвет.
Другие участники терапевтической группы тоже подключаются к обсуждению, и интерпретации работ, рассказывают о своих впечатлениях от творческого процесса, отмечают эмоциональный климат в группе.
Воображение (интуиция, построение мысленных образов). Методика «Каракули» (Э. Ульман) - рисунок свободными линиями и описание увиденного на рисунке, критерии:
Соответствие модели (полное, частичное, полное несоответствие);
Качество линии (плавная, прерывистая, зазубренная);
Нажим при рисовании (слабый, средний, сильный);
Плотность каракулей (низкая, средняя, высокая);
Расположение каракулей (распределены, сконцентрированы);
Количество образов и их детализация;
Величина обнаруженных фигур;
Четкость линии границ рисунка
Техника «Каракули и метаморфозы» (А. Копытин)
Техника не накладывает ограничений на действия участников, возможность трансформации образов способствует раскрытию творческого потенциала участников, активизации воображения, катарсическим процессам.
Описание техники:
На первом этапе перед участником сессии стоит одна единственная задача – свободное движение мелка или карандаша по листу бумаги без какой-либо цели и замысла, в результате которого получается сложный клубок линий. В этом «клубке» следует затем увидеть какой-либо образ и развить его.
На следующих этапах участникам могут быть предложены следующие творческие задания:
- Ведение «дневника каракулей», фиксирование изменений за определенный промежуток времени поможет проследить динамику процесса и сделать выводы.
- На основе созданных каракулей участникам предлагается сочинить рассказ.
- Участники могут попытаться выразить в словах свои чувства и ассоциации, появляющиеся при создании разных каракулей.
Для создания каракулей данной методикой предусмотрено использование отпечатков краски на бумаге (полученные с помощью кисти или руки) как предварительную основу для создания образа, делать это можно с участием всех членов группы, но на большом вертикально расположенном листе бумаги.
Ещё одним из вариантов методики является изображение инициалов или автографов, при трансформировании которых каракулями, участники находят в их очертаниях образ и развивают его.