Воображение обладаeт силою высоко подниматься над областью рассудка, над областью известного, достигнутого, установленного, привычного; оно витает в области неизвестного, непонятного и невозможного, оно гадает и предугадывает и творит мифы; оно далеко за собою оставляет область разумного постижения и разумного действия и потому как бы одержимо священным безумием. Оно видит те сны, которые «не снились нашим мудрецам».
Критерий истинности, пригодный для «низких истин», т. е. для установленного и познанного, не имеет здесь никакого значения. Здесь не возникает вопроса о соответствии с эмпирической реальностью, ибо творческое воображение сознательно ищет иной, совсем иной реальности. Здесь существует свой собственный критерий истинности: высота и мощь сублимирующего образа.
«Обман» становится творческой правдой (художественной правдой прежде всего), когда он действительно «возвышает».
Воображение правдиво тогда, когда оно есть творческое.
Воображение царит над всеми видами творчества: существует воображение
- научное,
- технически-изобретающее,
- социально-политическое,
- этическое,
- эстетическое и
- религиозное.
Нет творчества без дивинации 3, воображения, без его гадания: научная гипотеза так же «гадательна» в этом смысле, как гадателей и миф.