Заключение. Итак, Ваше краткое знакомство с материалом учебного курса «этики и эстетики» состоялось

Итак, Ваше краткое знакомство с материалом учебного курса «этики и эстетики» состоялось. Но цель познания, в нашем случае – раскрытие содержания феноменов добра и красоты, нужно сказать честно, заметно не приблизилась. Все дело в том, что знание о добре и делание добра – вещи, часто несовпадающие. Примерно тоже можно сказать о красоте, «хрупкость» и мимолетность которой необходимо уметь схватить и удержать в опыте. Удержать для того, чтобы передать (поделиться) с другими. Проще говоря, речь идет об особом духовно-возвышающем человека процессе (длинною в жизнь) и его недевальвируемых для конкретного человека и человечества, результатах.

В свое время датский мыслитель С.Кьеркегор, размышляя об этой проблеме указывал: «Старая пословица, относящаяся к внешнему и видимому миру, гласит: «Кто не работает, тот не ест хлеба». Как ни странно, но пословица эта никак не приложима как раз к данному миру, с которым она наиболее естественно связана, ибо внешний мир подвержен закону несовершенства. Здесь вновь и вновь повторяется то же самое: свой хлеб обретает тот, кто не работает, а тому, кто спит, он гораздо доступнее, чем тому, кто трудится. Во внешнем мире все принадлежит тому, у кого оно уже есть, внешний мир подчиняется закону всеобщего безразличия… В мире же духа все по-иному. Здесь царствует вечно божественный порядок, здесь дождь не проливается равно на праведных и несправедливых, здесь солнце не светит одинаково на добрых и злых, и только тот, кто трудится, получает здесь свой хлеб; и только тот, кто познал тревогу, находит покой…»[212]. Старая как мир истина, гласит: только борьба за совершенство, за высший смыл, придает человеческой жизни особую ценность и нравственное величие.

Помнить об этом необходимо всем, живущим в эпоху духовных провалов и катастроф, тем у кого «сквозняк в душе». Сердце, переставшее петь гимн Богу, солнцу, добру, красоте, свету, гармонии, правде, - «заглохшее сердце» (И.А.Ильин). О его «глухоте» неоднократно предупреждали многие моралисты и художники. Так, К.Н.Леонтьев считал эстетический критерий наиболее важным мерилом совершенной культуры. Вл.С.Соловьев призывал людей объединиться для служения добру. Н.А.Бердяев – быть подлинными творцами и сотворцами Богу, и в этом качестве стать равными Творцу. Поэтому, в плане напутствия, хотелось бы привести слова русского философа И.А.Ильина о главной интенции творчества (самотворчества): «Настоящее искусство, как и всякая настоящая культура, начинается там, где… пустота, беспринципность и безответственность кончаются; где начинается духовный опыт, духовное созерцание и вырастающие из них убежденность, вера, ответственность и духовная необходимость; где человек не торгует талантом, а осуществляет служение. Духовное созерцание есть истинный и глубочайший источник всего великого на земле – и в религии, и в науке, и в добродетели, и в политике, и в искусстве»[213].

Ищите же жизненную точку опоры в духовном созерцании. Подчиняйте свой талант задаче духовно-нравственного созидания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: