История и будущее анализа взаимодействий

Анализ взаимодействий начался с открытия Ребенка. Доктор Эрик Берн,

занимавшийся в течение пятнадцати лет ортодоксальным психоанализом,

опубликовал историю болезни весьма преуспевавшего юриста. Этот юрист

рассказал ему об одном восьмилетнем мальчике, проводившем каникулы на ранчо.

Мальчик носил ковбойский костюм и помогал наемному работнику. Когда работа

была окончена, тот сказал ему: "Спасибо, пастушок!", на что помощник

ответил: "На самом деле я не пастушок, я просто мальчик".

Юрист рассказал далее, что в своей профессиональной работе он ведет

себя как взрослый. Он успешно выступал в суде, был счастливым главой семьи и

выполнял немало полезной общественной работы. Но в известные моменты он как

будто говорил себе: "На самом деле я не юрист, я просто мальчик". Доктор

Берн заметил в ходе его лечения, что манеры юриста, его жестикуляция и

любовь к шумным выходкам бывали иногда в точности те же, что у мальчика,

каким он некогда был. Это привело к выводу, что мальчик, то есть детское

состояние Эго, играет очень важную роль в трудностях пациента. Оказалось,

что это состояние Эго, Ребенок, не совпадает с Ид. В то время как

подсознательное Ид является гипотетическим понятием, Ребенок поддается

наблюдению и легко может стать предметом сознательного восприятия. Далее

последовало изучение других случаев, показавшее, что Ребенок составляет лишь

часть личности, и обнаружившее другие, также наблюдаемые части личности --

Родителя и Взрослого. Эти состояния Эго -- Родитель, Взрослый и Ребенок --

открыли новый реалистический подход к описанию человеческой личности.

В конце 50-х годов небольшая группа психиатров, психологов и социальных

работников, объединенных общей заинтересованностью в групповой терапии,

стала регулярно собираться у доктора Берна в Сан-Франциско. Они обменивались

клиническим опытом, чтобы понять, как человек может добиться контроля над

своим расстроенным поведением. [Вначале эта группа приняла название

"Сан-Францисского семинара по социальной психиатрии"; впоследствии, когда

цели ее стали более определенными, она стала называться "Сан-Францисским

семинаром по анализу взаимодействий".] Вскоре они пришли к выводу, что

большая часть таких расстройств происходит от конфликта между родительским и

детским состояниями Эго и принялись изучать взаимоотношения между этими

состояниями. Первой была открыта игра "Почему Бы Вам Не; Да, Но", и к 1962

году был выделен целый ряд игр.

На раннем этапе анализа взаимодействий не было никаких учебников,

потому что анализом этого рода никто не занимался прежде. Обсуждая истории

болезни и прослушивая записанные на пленку занятия терапевтических групп,

участники семинара заметили, что и сам врач проявляет тенденцию разыгрывать

те или иные игры. После тщательного обсуждения этого, вопроса лечение

удалось улучшить. Чтобы у пациентов были лучшие шансы на выздоровление, врач

должен, как это обнаружилось на семинаре, отдавать себе отчет в том, что

делают его собственный Родитель, Взрослый и Ребенок в каждый момент

группового занятия. Отсюда развилась строгая программа подготовки,

включавшая посещение еженедельных семинаров и период работы под руководством

опытного специалиста по анализу взаимодействий. Эта обширная подготовка

длится от года до трех лет или больше и завершается устным или письменным

экзаменом перед особой экзаменационной комиссией из старших специалистов.

Лишь после такой успешно завершенной подготовки квалифицированный терапевт

становится дипломированным специалистом по анализу взаимодействий. Эта

подготовка прибавляется к обычной профессиональной подготовке, получаемой

общепринятым способом. Из небольшой первоначальной группы, возникшей на

Западном побережье, выросла международная организация под названием

"Международная ассоциация анализа взаимодействий"; в ней более четырехсот

членов, практикующих в тридцати штатах и во многих иностранных государствах,

и около двадцати местных отделений.

В регулярно работающих научных семинарах разрабатываются теперь новые

представления о человеческих проблемах. Особенно многообещающую область

исследований, развившуюся в последнее время, составляет детальное изучение,

каким образом матери или отцы разрешают своим детям преуспевать или терпеть

неудачи. Из таких разрешений возникают сценарии жизни; эти сценарии, как

было обнаружено, могут быть изменены или написаны заново. Теория и способы

лечения, выработанные в анализе взаимодействий, постоянно расширяются и

подвергаются проверке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: