Теория

Теория – система знаний, которая удовлетворяет требованиям непротиворечивости, логической согласованности, простоты и, которая выполняет функции описания, объяснения и предсказания, способствует интеграции знаний.

А.Эйнштейн отмечал, что «теория преследует две цели: 1.Охватить по возможности все явления и взаимосвязи (полнота). 2.Добиваться этого, взяв за основу как можно меньше логически взаимно связанных логических понятий и произвольно установленных соотношений между ними (основных законов и аксиом

Анализ строения и развития теории имеет двоякое значение. Во-первых, он служит предпосылкой для понимания закономерностей движения познания в целом: ведь теория является такой формой движения мышления, в которой осуществляется синтез познания. Во-вторых, определение гносеологической сущности и функций теории необходимо для понимания других форм мышления: понятия, суждении, умозаключения.

В методологии науки выделяют следующие основные элементы структуры теории:

1)фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы;

2)идеализированные объекты, абстракции существенных свойств и связей изучаемых предметов;

3)совокупность определенных правил и способов доказательств и объяснения;

4)философские установки, социокультурные и ценностные факторы;

5)совокупность законов и утверждений, выведенных в качестве следствий из основных аксиом.

Категории – это предельно общие фундаментальны понятия. Каждая наука в своем развитии формирует свой категориальный аппарат. С древности в трактовке категорий нет однозначного смысла, что свидетельствует о наличии в науке нерешенных проблем. До настоящего времени сохраняется трактовка категорий, высказанная Аристотелем. Он называл категориями предельные, исходные, неопределяемые понятия (первопонятия). Традиционно категориями называют основные, специфические термины каждой теории. Катогоризация терминов задается тем смыслом, который соответствует данной теории. Развитие исследований предполагает обработку понятий таким образом. Чтобы они более соответствовали единому, теоретическому пониманию объекта. Адекватное использование категорий является важнейшим условием существования наук и овладения ими.

Слово «принцип» означает основу, первоначало. В плане методологии принцип выступает как регулятор, норма, идеал развития научного познания. Как философские. Так и специальные методологические принципы регулируют создание и развитие научных теорий

Ключевой элемент теории – это закон. Собственно и теорию можно определить как систему законов, выражающих сущность, глубинные связи изучаемого объекта. Закон – это объективная, существенная, необходимая, устойчивая, то есть повторяющаяся, связь между процессами и явлениями мира.

Устойчивость означает то. что данное отношение стабильно, повторяемо, воспроизводимо в данных неизменяемых условиях.

Сущностность означает, что это отношение отражает не какие-то случайные свойства. а самые важные, которые тем или иным способом объясняют сущность изучаемого явления.

Что касается универсальности закона, то её понимают в 3-х аспектах:

1) универсальность, задаваемая самим характером понятий, входящих в закон. Существуют различные уровни общности научных понятий, поэтому и законы могут быть упорядочены по признаку общности как более универсальные и менее универсальные;

2) второй смысл универсальности касается пространственно-временной общности, например, геологические законы не могут быть универсальными, так как характеризуют только данное явление;

3) третий смысл связан с логической формой закономерных утверждений – с использованием специального квантора общности. Законы более низкого уровня универсальности используют квантор существования: существует некий объект вида А, для которого имеет место …

Законы фундаментальные используют квантор всеобщности: для всех объектов вида А имеет место …

Универсальность научного закона выражается и в том, что он относится непосредственно не столько к имеющим место явлениям, сколько к универсальным потенциальным ситуациям, которые могут реализоваться при выполнении соответствующих условий.

Познание законов – сложный, противоречивый процесс отражения действительности. По степени общности законы делятся на всеобщие, общие и частные, а по характеру вытекающих из них предсказаний – на динамические и статистические. В законах динамического типа предсказания имеют точно определенный однозначный характер. Динамические законы характеризуют поведение относительно изолированных систем, состоящих из небольшого количества элементов и в которых можно абстрагироваться от целого ряда факторов.

В статистических законах предсказания носят вероятностный характер. Подобный характер предсказаний обусловлен действием множества случайных факторов, и статистическая закономерность возникает как результат взаимодействия большого числа элементов, составляющих коллектив, и поэтому характеризуют не столько поведение каждого элемента, сколько коллектив в целом.

Обычно считают, что стандартным методом проверки теорий является опыт. Однако часто теорию нельзя проверить прямым экспериментом, и потому ограничиваются требованием принципиальной подтверждаемости (верифицируемости). Как считал К.Поппер, важную роль при оценке теорий играет принципиальная опровергаемость. Теория включает запреты, и именно это делает ее проверяемой.

В целом предпочтение отдается той теории, которая:

1)сообщает новую информацию;

2)является логически более строгой;

3)обладает большей объяснительной и предсказательной силой;

4)может быть проверена посредством сравнения предсказаний с наблюдениями.

Выбирается та теория, которая наилучшим образом выдерживает конкуренцию с другими теориями.

В.Гейзенберг считал, что научная теория должна быть непротиворечивой (в формально-логическом смысле), обладать простотой, красотой, компактностью, определенной (всегда ограниченной) областью своего применения, целостностью и «окончательной завершенностью. Но наиболее сильный аргумент в пользу правильности теории – ее «многократное экспериментальное подтверждение». (Гейзенберг. Шаги за горизонт.М.1987.С.185-186)[ ]

Научная теория – удивительное достижение человеческого разума. Ученый, опирающийся на небольшое количество аксиом, использующий в процессе рассуждения экспериментальные обобщения, при помощи логических правил выводит всевозможные эмпирические следствия. Особенно наглядно это проявляется в том случае, если закон записан в математической форме, связывающей постулат с необходимыми условиями существования «идеального объекта» Неудивительно, что начиная с Ньютона, между теоретиками и экспериментаторами возникали не только конкуренция, но и конфликты. Например, часто И.Ньютон исправлял данные астрономов-наблюдателей, и это вызывало неприязнь. Люди, проводившие все свое время за наблюдениями и измерениями, не могли понять той «легкости», с которой теоретики, сидящие за письменным столом, вычисляли и предсказывали действительные события, за которыми они так долго и старательно охотились.

На самом деле труд теоретических исследователей был не таким уж легким. И.Ньютон долгие годы исправлял свое главное сочинение «Математические начала натуральной философии» и при этом, разумеется, учитывал наблюдения и измерения, полученные астрономами-наблюдателями.

Метод науки – единство анализа и синтеза. Сначала ученый выделяет в сложном феномене некоторые логически исходные «простые» аксиомы. А затем выявляются условия, при которых осуществляется реальный процесс. Наконец, выявляется количественная зависимость между явлением, протекающим в «идеальных» условиях и мешающими факторами. Так разлагая сложное на простое и математически складывая простое в сложное, наука достигает точных вычислений и предсказаний.

Построение научной теории проходит ряд этапов. На базе эмпирических данных осуществляется их классификация, обобщение, логическая и математическая обработка. Теоретик стремится разделить эмпирические обобщения на основные и производные, построить логически взаимосвязанную систему, состоящую из гипотетических и опытно проверяемых высказываний.

Функции научной теории:

- Синтетическая функция – объединение отдельных достоверных знаний в единую систему.

- Объяснительная функция – выявление сущности изучаемого объекта, установление причинных, генетических, функциональных и других связей данного явления и рядом условий и факторов.

- Предсказательная или прогностическая функция – вывод о существовании неизвестных науке объектах, их свойств, связей между процессами и т.д.

- Практическая функция. Предназначение любой теории – быть воплощенной в практику.

- Методологическая функция – формулирование на базе теории методов, приемов, операций, способов исследовательской работы.

Упражнения.

4. «миссионер очутился у людоедов и попал как раз к обеду. Они разрешают ему выбрать, в каком виде его съедят. Для этого он должен произнести какое-нибудь высказывание с условием. что если это высказывание окажется истинным, они его сварят, а если оно окажется ложным его зажарят. Что следует сказать миссионеру,

чтобы спасти себе жизнь?»

ЛИТЕРАТУРА

Александров Д.Н. Риторика или Русское красноречие. М., 2003.

Андреев В.И. Деловая риторика. Казань: Изд-во КГУ, 1993.

Анисимова Т.В., Гимпельсон Е.Г. Современная деловая риторика. Москва-Воронеж, 2002.

Берков В.Ф., Ясневич Я.С., Павлюкевич В.И. Логика. Учебник. Минск, 2002.

Брошинкин В.П. Практический курс логики для гуманитариев. М.: Новая школа, 1996.

Бузук Г.Л., Ивин А.А., Панов М.И. Наука убеждать: логика и риторика в вопросах и ответах. м.,1992

Вамперский В.П. Риторики в России 17-18 вв. М.: Наука, 1998.

Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика. М.: ВЛАДОС, 2001.

Гетманова А.Д. Логика. Учебник. Изд-во «Омега-Л» М., 2002.

Гетманова А.Д. Логика. Учебник для педагогических учебных заведений. М., 2002.

Гетманова А.Д. Учебник логики. Со сборником задач.М.,2006.

Демидов И.В. Логика. Учебник. М.,2006.

Жоль К.К. Логика в лицах и символах. Учебник для вузов. М., 2006

Задачи и упражнения по логике. СПб: ТЭИ, 1996.

Ивин А.А. Логика. М., 2004.

Ивин А.А. Теория аргументации. М., 2000.

Ивлев Ю.В. Логика. Сборник упражнений. Изд-во «Дело», М., 2002.

Ивлев Ю.В. Логика. Учебник. М.,2006.

Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике: Учебное пособие. М., 2006

Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М.,2005.

Логика и риторика. Избранные тексты. М., 1996.

Логика: наука и искусство. М.: Высшая школа, 1992.

Львов М.Р. Риторика. Культура речи. М.,2004.

Малахов В.П. Формальная логика. М., 2001.

Павлова К.Г. Искусство спора: Логико-психологические аспекты. М., 1988.

Петров О.В. Риторика. Учебник. М., 2006

Поварнин С.И. Искусство спора. М., 1923.

Риторика. Учебник. Под.ред. Ипполитовой Н.А. М.,2006

Рождественский Ю.В. Теория риторики: Учебное пособие. М..2006.

Светлов В.А. Практическая логика. СПб,2005.

Солодухин О.А. Логика. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2000.

Тягунов Ф.Ф. Логика: Учебное пособие. Москва- Воронеж,2004

Упражнения по логике. М., 1990.

Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. Риторика. Ростов-на-Дону. 2004


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: