Гуситские войны

Последователей Яна Гуса назвали гуситами. На формирование их идеологии оказали влияние взгляды Уиклифа, вальденсов и чешского реформатора Матвея из Янова. Радикальные гуситы отрицали авторитет Церкви и признавали лишь Священное Писание как единственную основу веры. Умеренные гуситы призывали к реформированию Церкви, воспринимали таинства в основном в католическом духе, однако требовали упростить литургию и ввести богослужение на чешском языке.

Гуситские войны потрясли Центральную Европу в первой половине XV века. С самого начала в движении гуситов принимали участие представители различных социальных слоёв и идейно-политических направлений, преследовавшие различные цели. Значительная часть чешской шляхты и бюргерства, а также университетских профессоров разделяли это учение. Они требовали ослабления роли церкви в жизни общества, поэтому высказывались за отчуждение церковного имущества и невмешательство Церкви на светские дела. Они составили умеренное крыло гуситов, которое получило наименование чашников.

Радикальные гуситы (Табориты)

Радикальным крылом, выступавшим за социальные преобразования были табориты, которые находились под влиянием выступлений проповедников, призывавших к установлению новых порядков и предсказывавших скорое наступление «тысячелетнего царства Христова на земле» (хилиазм). Часть из них выступала за общность имущества. Радикалы изгоняли католических священников из храмов, громили монастыри. 30 июля 1419 произошло восстание в Праге, где радикальные гуситы захватили власть и выбросили из окон ратуши 7 городских советников. Не были забыты и монастыри — их просто разграбили и сожгли, убив не успевших убежать монахов. После смерти чешского короля Вацлава IV в августе 1419 восстала вся Чехия.

Радикальная часть гуситов создала на горе Табор в Южной Чехии укреплённый лагерь, за что стали называться таборитами. Они призывали к созданию «общества равных», прообраза грядущего Царства Божьего. Табориты избрали себе епископа и 4 военных руководителей, самым радикальным из которых был Ян Жижка. Постепенно таборский лагерь раскололся. Сторонники общности имущества оказались в меньшинстве и были изгнаны. Вокруг Табора образовался союз городов.

Крестовые походы против гуситов

Умеренные гуситы (чашники) сформулировали свои требования в документе Четыре пражские статьи, которые были одобрены таборитскими священниками. На этой основе табориты и чашники объединились против общего врага — императора Священной Римской империи Сигизмунда, который весной 1420 организовал крестовый поход против гуситов. Император взял города Северной Чехии и в июне того же года осадил Прагу. Объединённые гуситские войска под руководством Яна Жижки 14 июля 1420 нанесли сокрушительное поражение крестоносцам.

После смерти Яна Жижки в октябре 1424 военное руководство движением гуситов возглавил Прокопий Голый, бывший священник, опытный полководец, дипломат. Радикальные гуситы перешли от обороны к наступлению. Они хотели прорвать экономическую блокаду и стремились распространять свои радикальные идеи за пределами Чехии. Гуситы совершили походы в Силезию, Германию, Австрию. По всей Германии распространились манифесты гуситов. В 1431 году организован новый крестовый поход против гуситов, который не принес успеха. В 1433 году начались переговоры с гуситами, в результате которых чашники склонились к компромиссу и заключили с католиками союз, позволивший им в сражении у Липан 30 мая 1434, разгромить таборитов

Последствия движения гуситов

В Чехии установилось мирное сосуществование двух конфессий — католиков и чашников. Более радикальная часть гуситов создала общину «чешских или богемских братьев», которые начали формироваться в 1457 году и откололись от чашников в 1476. Чешские братья в течение столетий подвергались преследованиям со стороны католической церкви и властей, так как отвергали многие церковные каноны и требовали изменений в социальных отношениях.

Идеи Яна Гуса и его последователей легли в основу мировоззрения Яна Амо́са Ко́менского (1592 — 1670) — чешского педагога-гуманиста, писателя, общественного деятеля, епископа общины «чешских братьев», ставшего основоположником научной педагогики.

Джирола́мо Савонаро́ла и его демократическая республика

Джирола́мо Савонаро́ла (1452 — 1498) — выдающаяся личность эпохи Возрождения, будучи доминиканским священником, он волею обстоятельств становится политическим деятелем и фактическим правителем Флоренции с 1494 по 1498 гг.

Воспитал Джироламо собственный дед, знаменитый доктор и человек строгих моральных правил, который привил мальчику христианские добродетели. Уже в юности он смог разглядеть тлетворное влияние язычества, прикрывавшееся именем гуманизма, которое разлагало нравы, искусство, поэзию и даже религию. Подтверждение этому он находил во всеобщей коррупции, охватившей церковных служителей вплоть до самых верхов. Некоторые из его ранних стансов посвящены печальному состоянию церкви, порче нравов и разрушению добрых отношений между людьми.

В 1475 г. он тайно бежал из родного дома в Болонью, в доминиканский монастырь, оставив дома написанную им книгу «О презрении к свету». В монастыре он вёл суровую жизнь, отказался от денег, которые имел, свои книги подарил монастырю, оставив себе только Библию, боролся против монастырской роскоши и посвящал свободное от молитв время изучению трудов отцов церкви. В монастыре продолжались поэтические опыты Савонаролы: он написал стихотворение «О падении церкви», где указывал, что у людей нет уже прежней чистоты, учёности, христианской любви, а главной причиной этому — порочность пап. Настоятель монастыря поручил Савонароле обучать новичков и возложил на него обязанность проповедника. Монастырь быстро наполнился светскими слушателями; успех проповеди Савонаролы был необычайный, людям не хватало места. 1 августа 1490 г. Савонарола произнёс знаменитую проповедь, где с неслыханной до него уверенностью высказал мысли о необходимости и близости обновления церкви, о том, что скоро Бог поразит своим гневом всю Италию.

Его влияние усилилось благодаря исполнению некоторых его предсказаний — смерти папы Иннокентия, нашествию французского короля и др. Ласковое и сердечное обращение с братией сделали Савонаролу любимцем монастыря, и в 1491 г. он был единогласно избран настоятелем Сан-Марко. Известна речь Савонаролы против роскоши женских нарядов, после которой все дамы перестали надевать в церковь украшения. Нередко богатые купцы под влиянием проповеди Савонаролы возвращали несправедливо нажитое добро. «Грехи Италии, — говорил он, — силой делают меня пророком». Народ верил в его пророчества; из его сочинений «Об истине пророчества» и «Об откровениях» видно, что он и сам был убежден в своём божественном призвании. Поэтому он властно громил священников, проповедников, отцов и матерей, князей, граждан и купцов, крестьян, солдат.

«Рим — это Вавилон, — говорил он. — Вместо христианства прелаты отдаются поэзии и красноречию. Вы найдете в их руках Горация, Вергилия, Цицерона»… Ещё резче сделались угрозы Савонаролы, когда после смерти Лоренцо Медичи (1492) правителем Флоренции стал его сын, Пьеро ди Лоренцо Медичи, а папой был избран Александр VI Борджиа.

Пьеро ди Лоренцо Медичи запретил Савонароле произносить проповеди в течение поста; Савонарола принужден был покинуть Флоренцию и отправиться в Болонью (1493 г.). Здесь он подвергся гневу со стороны жены правителя Болоньи: она приказала своим телохранителям убить Савонаролу за то, что он назвал её в церкви дьяволом.

Вернувшись во Флоренцию, Савонарола занялся приведением в исполнение своей мечты — нравственного и государственного преобразования Флоренции. Сначала он занялся реформой монастыря Сан-Марко. Он продал церковное имущество, изгнал всякую роскошь из монастыря, обязал всех монахов работать. Для успеха проповеди язычникам Савонарола учредил кафедры греческого, еврейского, турецкого и арабского языков. Александр VI пытался привлечь Савонаролу на свою сторону, предлагая ему сначала архиепископство во Флоренции, потом кардинальскую шапку; но Савонарола не прекращал своих обвинений против Рима и папы.

В 1494 г. французский король Карл VIII вступил в Италию и в ноябре прибыл во Флоренцию. Пьеро ди Лоренцо Медичи был изгнан как изменник; во главе посольства к французскому королю был направлен Савонарола. В это тревожное время Савонарола стал настоящим повелителем Флоренции, потому что в государстве не было человека равного ему по авторитету. Под его влиянием Флоренция становится демократической республикой.

Савонарола считал, что республика лишь тогда будет благом для Флоренции, когда граждане станут нравственнее: религиозное и нравственное очищение произведёт и политическую реформу. Савонарола указывал на несправедливое распределение налогов, нападал на богачей, говоря, что они «присваивают себе заработную плату простонародья, все доходы и налоги», а бедняки умирают с голода. Всякий излишек — смертный грех, так как он есть достояние бедных.

Савонарола провозгласил синьором и королём Флоренции Иисуса Христа, сам же он был в глазах народа избранником Христа. Политическим преобразованием Савонарола закончил лишь часть своей задачи; ему предстояло ещё нравственно возродить Флоренцию. Уже в 1494 году заметна была перемена: флорентийцы постились, посещали церковь; женщины сняли с себя богатые уборы; на улицах вместо песен раздавались псалмы; читали только Библию; многие из знатных людей удалились в монастырь Сан-Марко. Савонарола назначал проповеди в часы, когда были назначены балы или маскарады, и народ стекался к нему. С жестокостью обрушивался Савонарола на святотатцев, которым велел вырезать языки, на азартных игроков, которых наказывал огромными штрафами; развратников и гомосексуалов он приказывал жечь живыми.

Савонарола с увлечением прибегал к шпионажу, который при нём заметно распространился во Флоренции. На стороне Савонаролы были люди из простонародья, партия «белых», которых называли «плаксами»). Против него были «беснующиеся», приверженцы аристократического республиканского правления, и «серые», стоявшие за Медичи. В проповедях Савонарола никого не щадил и потому имел много врагов как в светской среде, так и среди духовенства. Сначала его обвиняли в том, что он вмешивается в светские дела; потом начали критиковать ту проповедь, где Савонарола говорил о гневе Божием, висящем над князьями и прелатами.

По приказанию папы Савонарола должен был удалиться в Лукку, но его прощальная проповедь так потрясла слушателей, что они уговорили папу отсрочить высылку Савонаролы. Против Савонаролы не раз выставляли других проповедников; не раз папа запрещал ему проповедовать, но слава Савонаролы проникла даже за пределы Италии: его проповеди переводились на иностранные языки (даже на турецкий, для султана).

Враги Савонаролы восстановили против него папу, который пригласил Савонаролу в Рим; но тот под предлогом болезни отказался, продолжая свои обличительные проповеди. Доминиканцы, которым папа поручил рассмотреть содержание проповедей Савонаролы, не нашли в них основания для обвинения Савонаролы в ереси, и папа опять предлагал ему сан кардинала.

Савонарола задумал нанести решительный удар «беснующимся». Он организовал отряд мальчиков, которые врывались в знатные дома с целью следить за исполнением 10 заповедей, бегали по городу, отбирая игральные карты, кости, светские книги, флейты, духи и тому подобные вещи; потом все это предавалось торжественному сожжению на так называемом «костре тщеславия».

Светская литература гуманизма и возрождавшаяся классическая древность нашли в лице Савонаролы непримиримого врага; он даже доказывал вред науки вообще. В среде разгульной молодежи возникло общество, задавшееся целью убить Савонаролу в праздник Вознесения, но друзья и на этот раз спасли Савонаролу.

Потом «беснующиеся» произвели переполох в церкви во время проповеди Савонаролы, не дав ему закончить речи, а 12 мая 1497 г. папа Александр VI, назвав учение Савонаролы «подозрительным», отлучил его от церкви. Савонарола протестовал; 19 июня появилось его «Послание против лживо испрошенной буллы об отлучении», где он отказывался повиноваться отлучению, «противному христианской любви и заповедям Господним», и заявлял, что несправедливо отлученный имеет право апеллировать ко Вселенскому собору.

В это время Савонарола выпустил в свет своё знаменитое сочинение «Триумф Креста», в котором дана блестящая защита истины католического вероучения, объяснены догматы и таинства католической церкви.

В последний день карнавала 1498 г. Савонарола совершил торжественное богослужение и «сожжение анафемы». Тогда папа прислал послание, где требовал отправки Савонаролу в Рим или заключения его в тюрьму, угрожал интердиктом всей Флоренции и отлучал всех, кто будет говорить с Савонаролой или слушать его.

Однако, синьория долго не решалась тронуть Савонаролу; проповеди его продолжались, он развивал мысль о необходимости созвать Вселенский собор, так как папа может заблуждаться. В это же время появилось сочинение Савонаролы «О правлении и законодательстве города Флоренции».

После второго папского послания синьория запретила Савонароле проповедовать; 18 марта он простился с народом. Он написал «Письмо к государям», в котором убеждал их созвать Вселенский собор для низвержения Папы. «Письмо» было послано сначала к французскому королю Карлу VIII, но было перехвачено и попало в руки Папы. Флоренция взволновалась.

Чтобы испытать справедливость учения Савонаролы, был назначен суд Божий — испытание огнем. Это была ловушка, устроенная «беснующимися» и францисканцами. Сторонник Савонаролы монах Доменико Буонвичини и монах-францисканец должны были пройти 7 апреля среди костров, но испытания огнем не состоялось, так как францисканец не явился. Народ разочаровался в своём пророке, обвиняя его в трусости.

На другой день монастырь Сан-Марко был осажден разъяренной толпой; Савонарола вместе с двумя последователями, был схвачен и заключён в темницу. Папа учредил следственную комиссию из 17 членов, выбранных из партии «беснующихся». Допросы Савонаролы и пытки велись самым жесточайшим образом; его пытали по 14 раз в день, заставляли впадать в противоречия допросами, упреками и угрозами вынудили признаться, что все его пророчества — ложь и обман.

За время следствия, которое велось около месяца, Савонарола написал в тюрьме несколько сочинений: «Размышление о псалме 51», где он нападал на папу и духовенство, «На Тебя, Господи, уповаю» и «Руководство к христианской жизни». Последнее сочинение написано Савонаролой за несколько часов до смерти на переплёте одной книги, по просьбе тюремщика. 22 мая ему был объявлен смертный приговор; 23 мая 1498 г. при огромном стечении народа он был повешен, а потом тело его сожжено.

Учение Савонаролы было оправдано Павлом IV, а в XVII в. в его честь был учрежден один из обрядов во время таинства ведения католической службы. В оценке значения деятельности Савонаролы мнения расходятся. Одни, идеализируя его честность, прямоту и широкие планы, видят в нём реформатора, обличавшего пороки церкви; другие напоминают, что он жил средневековыми идеями, не создал новой церкви и был сторонником строгих католических догматов.

На подобные замечания «новаторов» христианства, можно ответить, что Джирола́мо Савонаро́ла в эпоху всеобщего падения нравов и забвения учения Христа выступил за его чистоту, чем заслужил ненависть не только как церковный, но и социальный реформатор. Его врагами оказались самые могущественные люди того времени: римский папа, светская и духовная знать, но Савонарола отстаивал свои принципы до конца.

Заключение.

Средние века, объявленные материалистами и либералами как темные и мрачные, при более внимательном рассмотрении показывают, что в эту эпоху происходил небывалый до тех пор рост духовности и укрепления нравственности. Духовно-нравственные порывы отдельных людей зажигательно воздействовали на широкие народные массы и вели их за собой. Духовный порыв Петра Пустынника поднял народные массы на губительные походы за освобождение гроба Господня. Без преувеличения можно отметить, что эти походы отразились на судьбах миллионов людей. Люди шли к Богу за правдой.

Можно по разному оценивать деятельность таких личностей как Францизск Ассизкий, Жанна д’Арк, Джон Уиклиф, Ян Гус и Джироламо Савонаролла, но всех их объединяет некоторые общие черты: глубокая вера в Иисуса Христа, желание жить по его законам, широкая поддержка народа, борьба с несправедливостью. Все они, за исключением Франциска Ассизского, умерли осужденные официальной церковью. Это были действительные гуманисты, которые выступили против церкви за ее отход от духовной сущности учения Иисуса Христа.

Материалисты последующих веков считают их религиозными фанатиками и, признавая их антицерковную деятельность, не хотят видеть ее гуманистическую направленность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: