Главные направления этической мысли I-ой половины XIX в

Христианская этика к началу XIX в. была повержена потрясениями, вызванными Французской революцией 1789-1793 гг. Ее основополагающий принцип «любовь к ближнему» казалось бы, утонул в крови, пролитой террором во Франции и общеевропейскими войнами, развязанными Наполеоном. Наступивший век стал временем торжества материализма, который пытался дать ответ на вопрос, какими принципами должны руководствоваться люди в отношениях между собой? Среди множества ответов на него можно отметить главные - от провозглашения необходимости борьбы за всеобщее счастье, до уничтожения классов или наций, мешающих жить и противопоставления индивидуума обществу и государству. Рассмотрим их подробнее.

- Утилитаризм

Философское направление утилитаризма сложилось под влиянием трудов английского философа Иеремии Бентама. Его последователи стали людьми, которые заложили начала либерализма и отчасти повлияли на возникновение социализма.

Иеремия Бентам (1748-1832) всю свою философию основал на двух принципах: "принципе ассоциации" и "принципе наибольшего счастья". Бентам утверждал, что добро есть наслаждение или счастье - он использует эти слова как синонимы, - а зло есть страдание. Из всех возможных состояний наилучшим является то, в котором наслаждение максимально превышает страдание. Не трудно заметить, что истоки его философствования ведут к Эпикуру. Бентам не только утверждал, что добро вообще есть счастье, но и что каждый индивидуум всегда стремится к тому, что считает своим собственным счастьем, а здесь явственно проглядывает индивидуализм. Дело законодателя устанавливать гармонию между общественными и личными интересами.

Человека надо наказывать по законам уголовного права, для того чтобы предотвращать преступления, а не потому, что мы ненавидим преступника. Более важно, чтобы наказание было неизбежным, чем чтобы оно было суровым. В его время в Англии за многие совсем небольшие проступки подвергали смертной казни. Это привело к тому, что присяжные часто отказывались признать преступника виновным, так как считали наказание чрезмерным. Бентам выступал за отмену смертной казни за все преступления, кроме самых тяжких, и еще при его жизни уголовный кодекс был смягчен в этом отношении. Идеи Бентама развил Джон Стюарт Милль. Они оказались привлекательными для значительной части интеллигенции и стали базовыми для становления английского и европейского либерализма.

- Позитивизм

Идеи атеистов французского Просвещения получили во Франции свое научное оформление в виде философской системы, названной позитивизмом. Родоначальником позитивизма считается французский философ Огюст Конт (1798-1857), один из основоположников не только позитивизма, но и социологии. Его основные идеи изложены в работах «Курс положительной философии» (1830-1842) и «Дух позитивной философии». Для Конта в науке главным являются твердые, несомненные, устойчивые факты, поэтому з адачей науки является сбор и систематизация таких фактов, но не рассуждения об их причинах, так как ни религия, ни философия их не могут зачастую объяснить. Поэтому в науке слово «почему» следует заменить словом «как». Структуру философии раскрывает «энциклопедический закон», который устанавливает классификацию наук. В «Курсе позитивной философии» иерархия наук, в которой находит свое выражение «энциклопедический закон», выглядит следующим образом: 1)математика, 2) астрономия, 3) физика, 4) химия, 5) физиология (биология), 6) социальная физика (социология). С исторической точки зрения, по Конту, предложенная им иерархия отражает порядок последовательного возникновения наук. Таким образом, классификация выстроена по принципу движения наук от более древних к более новым. Позитивизм тем самым считает, что все подлинное положительное знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук и их синтетического объединения. Философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет смысла, а значит и права на существование. Главным лозунгом позитивизма является утверждение, что каждая наука — сама себе философия. Этот вывод позитивистов создал опасный прецедент, длящийся до наших дней, когда каждый специалист, в узкой сфере научных знаний, слабо разбирающийся в других отраслях знания начинает расширительно толковать полученные им результаты исследований. Для некоторых из них слово «философ» стало синонимом неспециалиста. С легкой руки позитивистов зоологи стали исследовать мораль и делать по результатам таких исследований выводы, представляемые как выдающиеся научные открытия.

По мнению французского философа, в обществе будущего политику станет определять мораль. В основе позитивистской морали — принцип альтруизма (термин введен Контом). Альтруизм предполагает возвышение общественных интересов над личными, выступает «принципом всеобщей любви». Позитивистская мораль усматривает ценность людей не в том, что они — неповторимые отдельные существа, а в том, что они — различные части единого социального организма. Девиз позитивистской морали — «жить для других». Очень гуманные взгляды Конта на мораль основываются еще на античных, подхваченных просвещением утопических утверждениях, что разум, знание и мораль синонимы. Еще Сократ говорил, что безнравственное поведение является результатом незнания человеком добродетелей. Только в ХХ столетии, пережив две мировые войны, человечество, поставив себя на грань ядерного уничтожения, развело эти понятия. Христианство с момента возникновения утверждало, что вера выше знания. Веру необходимо понимать не только как поклонение Богу, но и выполнение его нравственного закона.

Знание, разум, не облагороженные верой – убеждением в обязательности исполнения нравственных норм становятся просто опасными для человечества, потому что могут служить антигуманным целям. В качестве примеров могут служить идеология фашизма с его геноцидом других народов, создание ядерного оружия, возникновение опасности экологической катастрофы и многое другое. Однако такая трактовка соотношения веры, разума и знания не принимается позитивистами.

Материалист Конт понял ущербность своей философской системы, из которой исключался человек и его внутренний, духовный мир. В последние годы своей жизни он выступил с обоснованием религии Человечества. Конт провозгласил, что «Человечество есть истинное Великое Существо», «которое навсегда заменило понятие Бога». Жрецами Человечества выступают философы-позитивисты, а «наука приобретает истинно — священный характер, как систематическое основание всеобщего культа». Культ Человечества, по Конту, требует введения новых общественных празднеств и обрядов, прославления великих людей, введения нового, «позитивистского» календаря. Позитивная философия должна превратиться в «окончательную религию». Конт ярко демонстрирует шаткость материалистической мировоззренческой позиции. Отрицая религию, выработанную в течение тысячелетий, он предлагает придумать искусственную религию, для того чтобы воплотить в жизнь христианский принцип «всеобщей любви».

Идеи материалистов просвещения и позитивистов пользовались чрезвычайной популярностью и широко влияли, в первую очередь на студенческую молодежь, которая несла их во все слои общества. Эти идеи способствовали тому, чтобы в Европе возникли философские воззрения, в которых любовь уступает место ненависти к людям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: