Искусство любить

В своей книге «Искусство любить» [151] Фромм задает вопрос: «Является ли любовь искусством? Если да, то она требует знания и усилия. Или, может быть, любовь - это приятное чувство, испытать которое - дело случая, нечто такое, что выпадает человеку в случае удачи. Для большинства людей проблема любви состоит в том, чтобы быть любимым, а не в том, чтоб любить, уметь любить. К достижению этой цели они идут несколькими путями. Первый, которым обычно пользуются мужчины, заключается в том, чтобы стать удачливым, сильным и богатым. Путь, используемый обычно женщинами, состоит в том, чтобы сделать себя привлекательной, тщательно следя за своим телом, одеждой и т. д.

Люди думают, что любить просто, а вот найти подлинный объект любви, - или оказаться любимым этим объектом, - трудно. Вся наша культура основана на жажде покупать, на идее взаимовыгодного обмена. Современные женщины и мужчины и друг на друга глядят подобным образом. Для мужчины привлекательная женщина - для женщины привлекательный мужчина - это добыча, которой они являются друг для друга. Едва ли стоит удивляться, что в культуре, где превалирует рыночная ориентация и где материальный успех представляет выдающуюся ценность, человеческие любовные отношения следуют тем же образцам, которые управляют и рынком.

Для многих необычайно сложно отделить первоначальное чувство влюбленности от возможной любови. В сознании современной молодежи зачастую сливается биологическое сексуальное влечение с духовной любовью. В этом сказывается большой вред, который наносит современная система образования и общественная мораль на самочувствие молодых людей. Молодые люди спешат насладиться близостью, они не видят никаких препятствий к этому. В школе их учили не любви, а технике использования контрацептивов, современное искусство навязчиво предлагает не сдерживать себя в занятиях любовью. К чему это приводит пишет Р. Мэй в статье «Парадоксы любви и секса»: «Просвещение не решило половых проблем нашей цивилизации. [153] Наше «догматическое» просвещение обернулось поражением: оно привело к уничтожению той самой половой страсти, которую призвано защищать. Безоглядно увлекшись реалистическими изображениями на сцене, в художественной литературе и даже психотерапии, мы забыли, что пищей эроса является воображение, и реализм как не сексуален, так и не эротичен… Нет ничего менее сексуального, чем полная нагота, в чем можно убедиться, проведя час другой на нудистском пляже… Когда увлечение техникой секса переходит определенную границу, то занятие любовью вырождается в механический процесс и идет рука об руку с отчуждением, чувством одиночества и обезличиванием». [153. 206-207] Как видим, западный автор считает, что безоглядное желание сексуального удовлетворения приводит к отчуждению и одиночеству, но не любви.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: