Восходящие, нисходящие и горизонтальные коммуникации.
Коммуникации – обмен информации, на основе которого руководитель получает сведения, необходимые для принятия эффективных управленческих решений и доводит принятые решения до работников организации.
В процессе восходящих коммуникаций в своих сообщениях работники:
►Информируют руководство о возникших производственных проблемах
►Отчитываются о выполнении заданий
►Выдвигают предложения по совершенствованию операций
►Сообщают статистические данные
►Подают жалобы.
Обмен информацией по восходящей линии обычно происходит в форме отчета, предложения, сообщения о текущих проблемах и объяснительных записок.
В процессе нисходящих коммуникаций, обычно сообщается о:
► целях и стратегии организации,
►текущих задачах,
►изменении приоритетов в конкретных заданиях,
►рекомендуемых в процедурах и правилах.
►должностных требованиях
►корпоративных мероприятиях
►критериях эффективности работы
|
|
Горизонтальные коммуникации осуществление обмен информацией между равными по уровню подразделениями и сотрудниками организации, необходимыми для координации работ и оказания консультативной помощи.
Горизонтальные коммуникации необходимы для:
►Быстрого решения неожиданных проблем
►Координации действий
►Оказания консультативной помощи
Базовые элементы коммуникационного процесса.
В процессе обмена информацией, можно выделить 4 базовых элемента:
1. Отправитель (лицо, передающее собственные идеи или собранную информацию);
2. Сообщение (информация, закодированная в виде символов);
3. Канал (средство передачи информации);
4. Получатель (лицо, которое декодирует сообщения и интерпретирует их).
Факторы, снижающие эффективность межличностных коммуникаций.
►Особенности восприятия;
►Особенности использования и интерпретации слов (семантические барьеры)
Семантика изучает способы использования слов и значения, передаваемые словами.
►Невербальные барьеры;
В невербальной коммуникации используются обмен взглядами, улыбка, вялая поза и т.д.
►Неудовлетворительная обратная связь;
действительно ли сообщение, принятое получателем истолковано верно.
►Неумение слушать.
Умение слушать требует от человека внимания, опыта и затрат умственной энергии.
Лидерство, власть и влияние в организации.