За последнее десятилетие Россия пережила несколько этапов уменьшения своего геополитического пространства

Первый этап завершился в 1989 — 1991 гг., когда Россия, являвшаяся ядром Советского Союза, утратила свои внешние сферы влияния в виде стран Варшавского договора и СЭВ. Роспуск этих организаций, объединение Германии и последовавший за этим вывод российских войск означали уход из Восточной Европы. Лишь позднее, когда начался процесс расширения НАТО на бывшие страны Варшавского договора, эти события были осознаны как серьезное стратегическое поражение России.

Второй этап пришелся на 1991 — 1992 гг., когда произошел распад Советского Союза.

Третий этап утраты геополитических позиций России начался с 1992 года и продолжался по 1999 год. На этот период времени пришлось усиление сепаратистских настроений в отдельных российских регионах. Наиболее острую форму эта тенденция приобрела в Чеченской республике, территория которой в течение длительного времени не контролировалась Российской Федерацией.

В настоящее время наступил период геополитического усиления страны.

Особенностями геополитического положения России являются:

а)огромные размеры территории на 60 — 70% покрытой вечной мерзлотой,

б) затрудненность доступа внутренних регионов к открытым океанам,

в)расположение на стыке разных культурных миров и цивилизаций.

г)высокая обеспеченность природными ресурсами в расчете на одного жителя России (почти в 5 раз выше, чем в США и в 19 раз больше, чем в Западной Европе).

д)неравномерность освоения территории и неполная вовлеченность природных и территориальных ресурсов в общий ресурсообмен, содержащий серьезные диспропорции.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Федерация предполагает иной тип внутренних связей, объединяя несколько государств или территорий (субъектов) в единое союзное государство при сохранении у каждого из них юридической и некоторой политической самостоятельности. Показателем известной суверенности каждого члена федерации является наличие у них собственной конституции, законодательства, органов представительной и исполнительной власти, а в некоторых случаях и гражданства, флага, герба, гимна. Федеративное устройство России было установлено в январе 1918 года, вскоре после установления республиканской формы правления. Оно сменило собой унитарное государственное устройствоРоссийской империи.

В России существуют одновременно несколько типов и уровней административно-территориального деления:

§ Субъекты Российской Федерации

§ Федеральные округа

§ Экономические районы

Федера́льные округа́ Российской Федерации были созданы в соответствии с Указом президента России В.В.Путина №849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» от 13 мая 2000[1].

Федеральные округа не являются субъектами или иной конституционной частью административно-территориального деления Российской Федерации и были созданы по аналогии с военными округами и экономическим районами, но не совпадали с их количеством и составом.

В момент их учреждения в 2000 было создано 7 федеральных округов.[1] Первым изменением их количества (увеличением до восьми) и состава стало выделение Северо-Кавказского федерального округа из Южного федерального округа на основании указа президента Д.А.Медведева 19 января 2010. Единственным изменением в названиях округов было предшествующее переименование Северо-Кавказского округа в Южный 21 июня 2000.

Почти все округа состоят преимущественно или только из административно-территориальных образований (субъектов федерации). Единственным из округов, который почти полностью состоит из национально-территориальных субъектов (республик), является Северо-Кавказский округ.

В округах определены города-центры, в которых размещаются их руководяще-координирующие органы в виде полномочного представителя президента, его аппарата и управлений федеральных ведомств. Северо-Кавказский округ является единственным, в котором центр не является крупнейшим городом округа, а также административным центром или крупнейшим городом одного из входящих субъектов.

Полпред Президента РФ в федеральном округе является представителем Президента РФ и работником администрации Президента.

Руководство округов главенствует над входящими субъектами, не имея конституционных полномочий, но имея соответствующие ведомственные.

Центральный федеральный округ (Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Воронежская область, Ивановская область, Калужская область, Костромская область, Курская область, Липецкая область, Московская область, Орловская область, Рязанская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Ярославская область, Город федерального значения Москва)

Южный федеральный округ

Северо-западный федеральный округ

Дальневосточный федеральный округ

Сибирский федеральный округ

Уральский федеральный округ

Приволжский федеральный округ

Северокавказский федеральный округ

Экономическое районирование России — территориальное деление России на экономические районы. В настоящее время в Российской Федерации выделяют 11 экономических районов

Северо-Западный экономический район

Северный экономический район

Центральный экономический район

Центрально-Черноземный экономический район

Волго-Вятский экономический район

Поволжский экономический район

Северо-Кавказский экономический район

Уральский экономический район

Западно-Сибирский экономический район

Восточно-Сибирский экономический район

Дальневосточный экономический район

Экономический район не является конституциально закрепленным территориальным образованием. Нет и органов управления экономическими районами. Тем не менее по районам группируется большой массив статистической информации, ведётся экономическая, социальная, политическая, демографическая диагностика их развития. Развитие идей экономического районирования связано с советской районной школой экономической географии.

Экономическое районирование – это создание теоретико-методологического подспорья для территориальной организации народного хозяйства и обоснования рационального размещения производства в регионах, усовершенствование его специализаций и восхождение социально-экономического развития теории и страны в целом.

При формировании экономических районов страны, как правило, учитываются следующие критерии:

§ 1) географическое расположение района;

§ 2) наличие природных ресурсов;

§ 3) состояние развития транспорта;

§ 4) наличие трудовых резервов;

§ 5) состояние инфраструктуры;

§ 6) определение специализации;

§ 7) определение основных отраслей развития районов.

Влияние географического и геополитического положения государства на развитие общества.

Прродные факторы: природные условия (среда, неблагоприятные и опасные явления природы (НОЯ)), природные ресурсы, экологическая ситуация.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: