Функции управления

Функции органа управления, как и функции его подразделений или их исполнителей, - это уже конкретные виды деятельности, осуще­ствляемые определенным субъектом управления.

в зависимости от специфики объекта управления выделя­ют, например, функции управления экономикой, функции управления административно-политическим строительством, функции управле­ния в сфере охраны общественного порядка и борьбы с преступнос­тью и др.

Для уяснения содержания самого процесса управления важное зна­чение имеет классификация функций с точки зрения субъекта (или органа) управления. Функции, осуществляемые субъектами управ­ления, классифицируются на основные (отраслевые) и обеспечиваю­щие (функциональные).

Например, основными функциями органов внутренних дел являются: охрана общественного порядка; борьба с преступностью; раскрытие и расследование преступлений; исполне­ние наказаний; исправление и перевоспитание осужденных; обеспече­ние пожарной безопасности и др.

К обеспечивающим функциям от­носятся: кадровая, финансово-плановая, материально-техническая и др. К общим функциям науки управления относятся: прогнозирова­ние, планирование, подготовка и принятие решений, организация ис­полнения решений, контроль и учет, коррегирование решений и регу­лирование системы управления. Эти функции управления реализуются субъектами управления.

Прогнозирование призвано обеспечивать научность, обоснован­ность, рациональность любого вида человеческой деятельности. Ха­рактерно, что необходимость в прогнозировании по-настоящему по­нята в связи с осознанием роли и содержания управления, формированием соответствующих теоретических положений. Совер­шенствование прогнозирования является следствием и условием по­вышения научности управления и возрастания его значения в разви­тии общества. Прогнозирование в XX веке превратилось в реальную человеческую деятельность, осуществляемую с помощью количест­венных методов и моделей на базе ЭВМ.

Эта деятельность заключается в получении информации о буду­щем состоянии какого-то объекта (в данном случае - социальной системы) путем анализа его состояний в прошлом и в настоящем.

прогнозирова­ние является исходной функцией управления, без реа­лизации которой невозможно научное управление вообще.

Прогнозирование позволяет активно воздействовать на будущее в желаемом для общества направлении. Такая возможность предо­ставляется при практическом использовании прогностических выво­дов, в частности при планировании деятельности органов внутренних дел. Например, неблагоприятный прогноз преступности может слу­жить основанием для принятия новых нормативных актов, совершен­ствования правовой пропаганды среди населения, внедрения про­грессивных форм, методов профилактики правонарушений и т. п. Подобные действия направлены на снижение преступности по срав­нению с ее прогнозируемым уровнем.

Прогнозирование требует необходимого информационного обеспе­чения, использования различных количественных методов и моделей, применения ЭВМ2. Указанные виды деятельности, составляющие со­держание прогнозирования, осуществляются последовательно.

Планирование есть общая функция управления, предполагаю­щая определение целей, задач социальных систем на предстоящий период деятельности, средств их достижения и выполнения. Оно слу­жит организационным средством обеспечения планомерного функци­онирования социальных систем.

Результатом реализации данной функции являются установочные управленческие решения типа программ, директив, планов и т. д. Особенности плана состоят:

в сложном характере его содержания, представляющего собой сово­купность взаимосвязанных отдельных решений; в его специфической форме и четком определении календарных сроков выполнения наме­ченных мероприятий; в установленной процедуре его выработки и принятия, в использовании для составления плана разнообразных методов.

В плане обязательно отражаются: общие цели и задачи системы;

средства решения задач; ресурсы; конкретные мероприятия с указа­нием очередности их осуществления; мероприятия на случай не­предвиденных обстоятельств; исполнители намеченных мер; сроки реализации последних; способы контроля за выполнением меропри­ятий и плана в целом. Совокупность указанных элементов, составля­ющих содержание плана, позволяет рассматривать его как сложное управленческое решение, принятое на основе выбора главного на­правления развития системы и конкретных практических действий, путей, способов и средств выполнения поставленных задач, достиже­ния намеченных целей.

Для повышения эффективности охраны правопорядка в органах внутренних дел практикуется разработка перспективных, текущих и специальных планов.

Перспективное планирование осуществляется с перспективой на 5 и более лет с учетом основных направлений социального и эко­номического развития страны и соответствующих республик.

К стра­тегическому уровню планирования относится разработка долгосроч­ных комплексных целевых программ, предусматривающих решение наиболее сложных проблем борьбы с преступностью, охраны обще­ственного порядка, совершенствования функционирования органов внутренних дел.

Текущее планирование предполагает разработку текущих (годо­вых, полугодовых и квартальных) планов. Оно состоит в определении основных задач и направлений деятельности органов внутренних дел на соответствующий период, а также конкретных мероприятий орга­низационного характера.

Организация - это организационно-регулирующая функция уп­равления. организация может быть представлена как одна из важнейших функций управления, т. е. со­знательная деятельность, направленная на упорядочение тех или иных социальных образований.

Организация, выступающая как упорядоченное состояние системы (т. е. оргструктура), есть одновременно результат целенаправленного осуществления организаторской функции управ­ления.

Содержание организационной деятельности во многом зависит от ее конкретной цели - создания новой системы либо совершенствова­ния существующей. В органах внутренних дел формирование систем чаще всего осуществляется на основе уже сложившихся, но нуждаю­щихся в улучшении. Г лавным является оп­ределение состава структурных подразделений органа внутренних дел в зависимости от выполняемых ими конкретных функций. Форми­рование организационной структуры требует соблюдения следующе­го правила: каждый элемент системы должен специализироваться на осуществлении одной функции либо группы однородных или тесно взаимосвязанных функций (подфункций). Наряду со строгой специа­лизацией подразделений органов внутренних дел здесь следует так­же обеспечить согласованность их деятельности для решения общих задач. Таким образом, организация системы предполагает определе­ние и формирование ее звеньев, разделение труда между ними и со­здание условий для их согласованных действий.

Формирование организационной структуры требует выяснения по­требностей системы в штатной численности работников и установле­ния номенклатуры должностей (руководителей, специалистов, техни­ческого персонала). Важное значение имеет также установление между сотрудниками организационных связей, закрепляющие координационные отношения и взаимодействия в системе управления. При этом определяются состав и полномочия руководителей органа и его отдельных звеньев с обязательным учетом нормы управляемо­сти, т. е. числа работников, которыми их непосредственный началь­ник может руководить достаточно эффективно. Следовательно, фор­мирование организационных связей приводит к наличию различных уровней управления в органе внутренних дел и созданию в нем соот­ветствующей системы информации.

Для разработки организационной системы необходим и перечень функциональных обязанностей руководителей, их заместителей, всех сотрудников органа внутренних дел. Здесь фиксируются кон­кретные виды их работы, права, обязанности и ответственность (ком­петенция), организационные отношения руководства и подчинения, служебные взаимосвязи сотрудников и др.

Процесс создания системы предполагает обязательное норматив­ное закрепление организационных отношений.

Например, разрабатываются положения об органах и подразделениях внутрен­них дел определенного уровня, где фиксируются их цели, задачи, функции, компетенция, организационно-штатная структура, номенк­латура должностей, права и ответственность должностных лиц.

Как отмечалось, наряду с определением функциональной и орга­низационной структур создание системы предусматривает работу по подбору и расстановке кадров, формирование коллектива, матери­ально-техническому обеспечение сотрудников помещением, обору­дованием, средствами транспорта, связи, организационной и специ­альной техникой и т. п.

Сложность функции организации, многообразие составляющих ее видов деятельности обусловливает создание в относительно высоко­го уровня социальных системах специализированных служб и аппа­ратов (оргштатных, кадровых, материально-технических, финансо­вых, информационных), а также учебных заведений. Однако это не освобождает руководителей от обязанности реализации данной функции.

Регулирование представляет собой управленческую деятель­ность, в процессе которой производится своего рода корректировка уже организованной системы применительно к изменяющимся внеш­ним и внутренним условиям ее функционирования. Изменения усло­вий вызывают отклонения системы от заданных параметров. Устране­ние таких отклонений, обеспечение нормального функционирования системы является главной задачей регулирования. Необходимость регулирования определяется постоянством изменений, происходя­щих даже в самой организованной системе, которые приводят к нару­шениям, сбоям в ее функционировании. При этом следует заметить, что отсутствие изменений (а если рассматривать их природу более глубоко - противоречий) в развитии системы есть явление совершен­но нереальное и даже регрессивное. Именно существование противо­речий, их устранение выступает важнейшей объективной предпосыл­кой развития общества, всех социальных образований, в том числе и органов внутренних дел.

Как функция управления регулирование является по существу ор­ганизаторской деятельностью (распорядительством) его субъекта. Она заключается в организации оперативного управления, т. е. нала­живании повседневной работы подразделений и сотрудников, взаи­модействия структурных звеньев в конкретных ситуациях, обучения и воспитания кадров. Регулирование конкретизирует управление, способствуя успешному решению оперативно-служебных задач. По­этому объем работы по выполнению данной функции возрастает по мере приближения к исполнительскому уровню системы.

Контроль как функция управления вызывается необходимостью постоянной проверки результатов любой деятельности с тем, чтобы, своевременно устраняя недостатки, повышать ее эффективность.

Выступая в качестве одного из эффективных инструментов повы­шения уровня всей организаторской работы, контроль является и ме­тодом воспитания кадров, средством обеспечения реального выпол­нения управленческих решений. Как функция управления, он представляет собой наблюдение и проверку соответствия процесса функционирования системы принятым законам, планам, стандартам, правилам, приказам и т. п. В процессе контроля выявляются резуль­таты управленческих воздействий, допущенные отклонения от прин­ципов организации и регулирования. Контроль - своеобразная фор­ма обратной связи, позволяющая устанавливать, насколько точно соблюдаются заданные системе параметры.

Следовательно, контроль служит двум основным целям. Во-пер­вых, он позволяет направлять всякую деятельность на выполнение предварительно установленных заданий посредством проверки фак­тического состояния дел, степени реальности осуществления приня­тых решений. Во-вторых, он дает возможность совершенствования деятельности путем своевременного обнаружения и устранения воз­никших отклонений и их причин.

Контроль обладает особой целенаправленностью, которая нахо­дит отражение в решаемых с его помощью управленческих задачах. Ими являются: неуклонное соблюдение положений законов и норма­тивных актов, регламентирующих деятельность государственных ор­ганов и иных объектов управления; своевременное и качественное выполнение управленческих решений; повышение исполнительской дисциплины, ответственности за порученное дело; быстрое устране­ние вскрытых в процессе контроля недостатков; оказание соответст­вующей помощи подчиненным аппаратам и сотрудникам, повышение деловитости и оперативности, сокращение бумажного потока, преодоление кабинетного стиля работы, тяги к многочисленным заседа­ниям и совещаниям. К числу задач контроля относятся и выявление передового опыта с внедрением его в практику, содержание правиль­ному подбору и расстановке кадров, своевременное предупреждение их от ошибок в работе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: