Методы и приемы банковского аудита

Стандарты аудита аналитического и синтетического учета в банке
Согласно Закону «Об аудиторской деятельности», правила (стандарты) аудиторской деятельности - единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также подготовке аудиторов и оценке их квалификации. Правила (стандарты) подразделяются на:
федеральные - обязательны для аудиторских фирм и для аудируемых лиц;
внутренние - действующие в профессиональных аудиторских объединениях, аудиторских фирмах; они не могут противоречить федеральным, и их требования не должны быть ниже требований федеральных правил.
Аудиторские фирмы вправе сами выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.
Выбор метода проверки определяется репутацией банка, возможным аудиторским удовлетворением. Аудиторское удовлетворение - это уверенность в качестве проверки. Существует группировка приемов аудита:
- контрольные приемы;
- аналитические приемы;
- детальное изучение операций.
К контрольным приемам относят:
- качество контроля со стороны руководства банка;
- наличие компьютерных контрольных систем;
- физический контроль, т. е. проверку активов по факту (проверку денежных знаков, ценных бумаг и др.).
К аналитическим приемам относят:
- рассылку писем клиентам для подтверждения суммы кредита или остатка счета;
- изучение темпов роста или снижения операций, доходов текущего и предшествующего годов и т. д.
Контрольные и аналитические приемы быстры и менее трудоемки, однако приносят меньшее аудиторское удовлетворение.
Детальное изучение операций включает:
- проверку бухгалтерских документов;
- фактическую проверку операций;
- проверку бухгалтерского учета;
- сопоставление записей в учете с документами;
- проведение встречных проверок.
В процессе проверки устанавливаются: законность и правильность операций, подлинность документов, правильность содержащихся в них расчетов, обоснованность бухгалтерских проводок. При этом не исключена сплошная проверка по таким наиболее сложным и ответственным операциям, как кассовые, валютные, депозитные, процентные, комиссионные, гарантийные.
В процессе работы аудитор должен обращать внимание на наличие подписей клиентов и работников банка, которые подтверждают факт проводки бухгалтерских операций. После подписания договора бухгалтером документ приобретает силу приказа и подлежит обязательному отражению на счетах клиентов и в балансе. При этом всю ответственность за законность операции и ее безопасность для банка и клиентов персонал банка берет на себя. Отсутствие такой подписи означает, что операция проведена необоснованно, и аудитор должен проверить все ее детали.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: