Достоинство

В этической литературе начало рассмотрения проблемы достоинства связывают с И. Кантом. Достоинство человека, считает Кант, это то, что «поднимает» его над природой, которая подчиняется только законам природы. Человек же наделён разумом и свободой и должен на этом основании испытывать самоуважение. С точки зрения Канта, люди не могут различаться на «более значимых» и «менее значимых». Они принадлежат к единому человеческому роду, поэтому достоинство – их общее родовое качество. Человек как разумное существо, обладающее свободой воли, никогда не может выступать средством, а всегда является лишь целью.

Итак, каждый человек обладает достоинством, являющимся его безусловной ценностью. Эта же мысль утверждается Всеобщей декларацией прав человека, где записано, что «все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах». Поэтому люди имеют право на достойную человека жизнь, которая предполагает реализацию права на получение работы, свободы выбора работы, получения достойной человека заработной платы, позволяющей жить и оказывать поддержку членам семьи. Право на медицинское обслуживание и на образование, жилище и хорошее питание – это также составляющие жизни человека, не унижающие его человеческого достоинства. Реализация этого принципа связана с необходимостью осмысления содержания этого понятия.

Какой смысл несёт в себе «достоинство» как этическое понятие? В религиозной и философско-религиозной традициях достоинство человека связывается с его богоподобностью. Человек как духовное существо обладает бессмертной душой, свободой творчества. В других концепциях достоинство определяется как совокупность свойств личности, характеризующих её высокие моральные качества. Достойным человеком называют человека доброго, справедливого, честного и т. д. Достойный человек поступает только достойно, он уважает своё достоинство и не унижает достоинства других людей.

Итак, достоинство человека в объективном смысле является характеристикой его внутренней ценности и представляет собою совокупность моральных, положительных качеств в профессиональной деятельности.

Исходя из этого определения, неявно просматривается мысль о том, что не всякая личность обладает положительно значимыми качествами и, следовательно, не может быть достойна уважения. Это обстоятельство обусловливает в некоторых случаях возникновение затруднений в реализации этого принципа.
В частности, это касается тех людей, которые своими действиями, опытом жизни показали, что были «далеки от моральных поступков». Однако в этой ситуации более «продуктивным», с точки зрения морали, будет желание увидеть в самом себе человека, способного либо на раскаяние, либо человека, потенциально способного на добрые дела и т. п.

В отношениях с людьми в профессиональной сфере, учёбе каждый человек должен признавать профессиональную подготовку, методы работы, наличие собственного мнения и т. д. Сотрудничество с людьми возможно только в случае признания правомерности наличия у них собственного мнения. Однако не всегда это признание «даётся» легко, потому что признание достоинства других людей тесно увязано с позицией о значимости своего мнения, своих методов работы и т. д.

Рассмотрение достоинства как совокупности положительных моральных качеств не исчерпывает содержание этого понятия.

Можно говорить о достоинстве не только в объективном значении, но и в субъективном. Во втором аспекте достоинство – это чувство самоуважения, понимание собственной значимости.

Представляется, что признание достоинства других людей не отделимо от оценки своей значимости. В этом значении понятие «достоинство» близко понятию «гордость». Оно может быть определено как моральное чувство, выражающее высокую оценку своих достижений, самодостаточность и независимость личности. В этом смысле можно говорить о различных разновидностях достоинства (гордости).

Применимо это понятие и к профессиональной гордости специалиста по связям с общественностью, отождествляющего свою профессиональную деятельность с профессией, имеющей высокую ценность в обществе.

Это связано с осознанием такого факта, что Я, как специалист, являюсь частью этой профессии и, следовательно, причастен к тем достижениям, которые для неё характерны.

Самоуважение играет большую роль во всех видах деятельности, оно сохраняет у человека ощущение своей значимости. Однако необходимо адекватно оценивать собственную значимость с тем, чтобы избежать иллюзии самомнения. Только умение реалистически оценивать себя позволяет признать профессиональную подготовку коллег, важность их мнения и т. п.

Хотя перед нами не стоит задача категориального анализа этических категорий, тесно связанных с понятием «достоинство», но сложность практической реализации принципа, характеризуемого в этой главе, заставляет нас обратиться также к понятию «скромность».

Дело в том, что с самоуважением тесно связано понятие «скромность». Скромным, как известно, называют сдержанного в обнаружении своих достоинств человека. Скромность – моральное качество человека; если оно проявляется в отношениях с другими людьми, то заключается в отказе от особых собственных претензий, подчёркивающих его внутренние достоинства. Скромность позволяет не только рассматривать свои достоинства чем-то естественным, но и увидеть достоинства других людей.

Отсутствие скромности может привести к высокомерному, презрительно-надменному отношению к другим людям. Такие люди (высокомерные, чванливые, тщеславные) вряд ли способны уважать достоинство других людей.

Итак, отметив роль самоуважения в жизни человека, необходимо:

утверждать собственное достоинство по результатам своей деятельности, в самооценке собственной значимости учитывать мнение других людей;

способствовать развитию чувства самоуважения у других людей в тех случаях, когда у них налицо неуверенность в собственной значимости;

поддерживать чувство собственного достоинства людей, одобряя их успешные действия.

Роль самоуважения в жизни каждого человека велика. Жить с самоуважением – значит уметь противостоять своим низменным, с точки зрения морали, влечениям, побуждениям. Жить с самоуважением – это умение стойко переносить житейские невзгоды, выпадающие на твою долю. Встретить такие испытания с достоинством – значит пытаться найти их эффективное решение. Человек, обладающий внутренним достоинством, испытывает ответственность перед самим собой и другими людьми за свои чувства и мысли.

Контрольные вопросы

1. Почему достоинство является не только оценочным, но и императивным понятием?

2. Можно ли человека, не имеющего достоинства (в субъективном смысле), назвать жалким, а человека, не желающего иметь достоинство, – презренным?

3. Определяется ли достоинство происхождением, богатством?

4. Связано ли достоинство с социальным статусом личности?

Честь

Понятие «честь» отражает признание достоинства человека другими людьми. Такие высказывания, как «честь имею», «для меня большая честь», характеризуют принятие человеком этого признания.

В понятии «честь» утверждается:

– наличие норм, требований, которые предъявляются данным сообществом к человеку;

– наличие поступков, позволяющих судить о степени соответствия этим требованиям;

– зависимость человека от мнения сообщества и страх перед ним, заставляющие «умножать собственные силы».

Исторически формирование понятия «честь» было связано с сословными представлениями о достойном. Честь приписывалась только определённым (высшим) сословиям. Задавались жёсткие стандарты поведения, так называемые кодексы чести. Таковым, например, в средневековой Европе являлся рыцарский кодекс чести. Он включал в себя следующие добродетели: смелость, постоянную готовность к смерти, верность, щедрость.

В эпоху Нового времени понятие «честь» связывается с правилами и обязанностями граждан в государстве.

Особое место принадлежит категории чести в протестантской этике, где она закрепляется за теми категориями людей, которые успешны, преуспевают в делах.

Контрольные вопросы

1. Как связаны понятия «честь» и «ответственность»?

2. Применимо ли понятие «честь» в профессиональном сообществе?

3. Как связаны понятия «честь» и «слава»?

4. Проанализируйте высказывания:

«Как не может человек сам поднять себя, так и возвеличить себя» (Л. Н. Толстой).

«Человек прав, если верит тому, что нет на свете ни одного человека выше его; но он очень ошибается, если думает, что есть на свете хоть один человек, который хуже его» (Л. Н. Толстой).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: