Анализ текста «Аристотель о добродетели как середине двух пороков»

«Благородство – это середина между кичливостью и приниженностью. «…»

27. Люди жалкие и дурные, но мнящие себя великими и думающие, что их должны соответственно чтить, – кичливы. Те же, кто считает себя достойными меньшего, чем им подобает, – приниженны. Значит, посредине между ними стоит тот, кто не считает себя достойным меньшей чести, чем ему подобает, но и не мнит себя достойным большей, причем не всякие почести принимает. Таков благородный. Ясно, таким образом, что благородство – середина между кичливостью и приниженностью. Широта – середина между мотовством и мелочностью. Широта – добродетель, относящаяся к тратам, которые следует делать при подобающих обстоятельствах. Тот, кто тратит, где не надо, – мот; скажем, если кто угощает пирующих в складчину так, словно это брачное пиршество, то он мот (мот – это человек, который в неподходящее время показывает свое благосостояние). Мелочный ведет себя противоположным образом: там, где нужны большие траты, он не станет их делать, или, неся расходы на свадьбу, будет тратиться недостойно, скудно. Таков мелочный. Широта уже самим своим названием показывает, что она такова, как мы о ней говорим. Ведь когда человек в подобающее время широко тратится, то «широта»правильно обозначает его. Итак, широта, поскольку она заслуживаетодобрения, есть некая середина между недостаточностью и чрезмер­ностью в расходах, когда человек растрачивается подобающим образом на то, на что следует».

(Аристотель. Большая этика // Аристотель. Соч.: В 4-х т. М., 1984. Т. 4. С. 321–322.)

Контрольные вопросы

1. Что такое моральная добродетель? Какое правило сформулировал Аристотель?

2. Убедительны ли его аргументы? Ваша позиция?

Вариант 10

Альтруизм и эгоизм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: