Деловая этика и духовность

Российское общество переживает полосу реформ, и тысячи, миллионы людей в новых условиях пытаются вступить на стезю предпринимательства, работать без внешнего жесткого контроля.

Успех в предпринимательстве зависит от многих факторов, в том числе и от умения индивида налаживать отношения с другими, от обладания элементарной нравственной культурой, этикой деловых отношений. Во всем мире деловые люди «высшего класса» весьма щепетильно относятся к престижу своей фирмы, к ее «моральному образу». Выработан определенный кодекс поведения бизнесмена (например, считается недостойным заниматься шантажом или блефом, копировать рекламные ролики своих конкурентов, хулить их продукцию и т.д.). Разумеется, не будем идеализировать мир бизнеса. В нем встречается разное, в том числе и стандарты двойной морали. Но российский нарождающийся класс предпринимателей, нередко с психологией временщиков, далеко не всегда старается следовать правилам «игры» и приличиям. В западном мире, как отмечается в ряде средств массовой информации, создалось впечатление, что русский бизнесмен не особенно обременен обязательностью, знанием элементарных основ международного этикета, а порой склонен к авантюрам, к показной роскоши и т.д.

Однако со временем накопленный опыт оказывает положительное влияние. И в мир бизнеса входят хорошие манеры, азы деловой этики. Это наглядно проявляется в обилии самой различной литературы (переводной и отечественной) по вопросам деловой этики и этикета. Но невольно обращает на себя внимание, что в этой литературе нередко возникает разрыв между нравственными общечеловеческими ценностями и предлагаемыми рекомендациями, которые, по существу, сводятся, главным образом, к технологии успеха, а не к реализации нравственных принципов: «Будь честным, порядочным, ибо это выгодно!» Грубый или замаскированный утилитаризм высушивает романтику высокой нравственной проповеди, которая призвана звать к самоотверженности, к бескорыстной помощи ближнему и т.д. Вспомним, что мудрый Кант провозглашал несовместимость корысти с высоконравственным поведением, с отношением к человеку главным образом как к средству достижения утилитарных целей.

Как мы уже неоднократно отмечали, нравственная жизнь ориентирована, в конечном счете, на воплощение высших моральных ценностей. А какова же цель предпринимательства? Накопление денег, производство и покупка бесконечного числа яхт, лимузинов, телевизоров? Надо отдавать себе отчет в том, что и деловая этика, нацеленная на вроде бы чисто земные, горизонтальные устремления человека, должна подпитываться живительной влагой, проистекающей из мира Высших Ценностей (светских или религиозных), помнить о высшем назначении человека. Именно высшие цели дают надежные ориентиры в самых противоречивых жизненных ситуациях, стимулируют выполнение простых норм нравственности. Последнее особенно актуально для российского предпринимателя. Русский человек, воспитанный великой литературой XIX века, по своей природе тянется к смысложизненным вопросам, отягощен, говоря словами С.Н. Булгакова, извечной «болезнью совести», «метафизической и религиозной жаждой». В прошлом было довольно распространено, что кутивший в молодые годы купец в конце своей жизни вкладывал огромные деньги в строительство храма (не будучи всегда глубоко верующим), театров, сиротских приютов, картинных галерей и т.д.

Иначе говоря, полноценная нравственная жизнь любого человека (в том числе и бизнесмена) невозможна без органичного сочетания вертикальных (к высшим ценностям) и горизонтальных (повседневных) устремлений. Крен в ту или иную сторону, как свидетельствует богатый исторический опыт, негативно сказывается на нравственной жизни личности и общества. Наиболее типичные, крайние примеры: на одном полюс — религиозный фанатик, призревший все земное, а на другом — прожигатель жизни. В конечном счете, и тот, и другой низводят до низшей черты ценность человеческой жизни, ее нравственный потенциал.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: