О свободном выборе
Печатается по: Ансельм Кентерберийский
Сочинения. – М.: Канон, 1995.
Учитель. Рабство есть не что иное, как неспособность не совершать греха. Скажем ли мы, что это неспособность вернуться к правильности или неспособность заново обрести правильность, человек – раб греха только потому, что он, будучи не в силах вернуться к правильности или вновь обрести ее, не может не грешить. Поэтому когда он имеет эту правильность, он не раб греха. А способность сохранения правильности он имеет всегда – и когда имеет правильность, и когда ее не имеет: и потому он всегда свободен.
Что же до того, что ты спрашиваешь, почему он скорее называется свободным, когда не имеет правильности, так как другой в этом случае не может у него отнять ее, чем рабом, когда имеет правильность, поскольку он не может, не имея ее, своими силами восстановить ее...
Ведь человек всегда имеет свободу выбора, но он раб греха не всегда, а только тогда, когда не имеет правильной воли...
Ученик. …Когда ты говоришь, что свобода выбора есть способность сохранять правильность воли ради самой правильности, посмотри, не нужно ли добавить что-то, что приписывало бы этой способности такую свободу, чтобы ее не могла превзойти никакая сила. <…>
|
|
Учитель. Бывает свобода выбора, существующая сама от себя, та, что ни сотворена, ни получена от другого, – она присуща одному Богу; другая, сотворенная Богом и обретаемая, присуща ангелам и людям. И сотворенная, или обретаемая, бывает имеющей правильность, которую сохраняет, и не имеющей. Из имеющих одна владеет отделимо (separabiliter), другая – нераздельно. Именно та, которой владеют отторжимым образом, и была у всех ангелов до того, как добрые устояли, а злые пали, и у всех людей вплоть до смерти, которые имеют эту правильность.
Та же, которая владеет нераздельно, присуща избранным ангелам и людям. Но ангелам избранным – после смерти порочных, а людям – после смерти их. Та же, что нуждается в правильности, одна нуждается так, что еще может обрести ее, другая – непоправимо. Та, что поправимо нуждается, есть только в этой жизни у всех людей, ее взыскующих, хотя многие ее не восстановят. Та же, что взыскует правильности без надежды восстановить ее, – у порочных людей и (порочных же) ангелов после смерти, а у людей после этой жизни.
Ученик. Об определении и разделении свободы этой с Божьей помощью ты так удовлетворил меня, что я ничего не нахожу, что еще нужно было бы спросить об этом [с. 216, 220].