Ансельм Кентерберийский

О свободном выборе

Печатается по: Ансельм Кентерберийский

Сочинения. – М.: Канон, 1995.

Учитель. Рабство есть не что иное, как неспособность не совершать греха. Скажем ли мы, что это неспособность вернуть­ся к правильности или неспособность заново обрести правиль­ность, человек – раб греха только потому, что он, будучи не в силах вернуться к правильности или вновь обрести ее, не может не грешить. Поэтому когда он имеет эту правильность, он не раб греха. А способность сохранения правильности он имеет всегда – и когда имеет правильность, и когда ее не имеет: и потому он всегда свободен.

Что же до того, что ты спрашиваешь, почему он скорее на­зывается свободным, когда не имеет правильности, так как дру­гой в этом случае не может у него отнять ее, чем рабом, когда имеет правильность, поскольку он не может, не имея ее, своими силами восстановить ее...

Ведь человек всегда имеет свободу выбора, но он раб греха не всегда, а только тогда, когда не имеет правильной воли...

Ученик. …Когда ты говоришь, что свобода выбора есть способность сохранять правильность воли ради самой правильности, посмотри, не нужно ли добавить что-то, что приписывало бы этой способности такую свободу, чтобы ее не могла превзойти никакая сила. <…>

Учитель. Бывает свобода выбора, существующая сама от себя, та, что ни сотворена, ни получена от другого, – она прису­ща одному Богу; другая, сотворенная Богом и обретаемая, при­суща ангелам и людям. И сотворенная, или обретаемая, бывает имеющей правильность, которую сохраняет, и не имеющей. Из имеющих одна владеет отделимо (separabiliter), другая – нераз­дельно. Именно та, которой владеют отторжимым образом, и была у всех ангелов до того, как добрые устояли, а злые пали, и у всех людей вплоть до смерти, которые имеют эту правильность.

Та же, которая владеет нераздельно, присуща избранным ан­гелам и людям. Но ангелам избранным – после смерти пороч­ных, а людям – после смерти их. Та же, что нуждается в пра­вильности, одна нуждается так, что еще может обрести ее, дру­гая – непоправимо. Та, что поправимо нуждается, есть только в этой жизни у всех людей, ее взыскующих, хотя многие ее не восстановят. Та же, что взыскует правильности без надежды вос­становить ее, – у порочных людей и (порочных же) ангелов пос­ле смерти, а у людей после этой жизни.

Ученик. Об определении и разделении свободы этой с Бо­жьей помощью ты так удовлетворил меня, что я ничего не нахо­жу, что еще нужно было бы спросить об этом [с. 216, 220].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: