Пряжников Н.С.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
(Учебно-методическое пособие)
Москва - 2007
Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. – М.: «Академия», 2007. – с.
В пособии дается понимание «профессионального самоопределения». Подчеркивается активный характер субъекта профессионального самоопределения, выделяются психолого-педагогические условия формирования такой активности. Особое внимание уделяется активной позиции психолога и организации конструктивного взаимодействия с самоопределяющимся клиентом (подростком).
В пособии представлены также авторские методики активизации профессионального самоопределения и варианты программ формирования субъекта профессионального самоопределения в условиях работы с классом, группой, микрогруппой, а также – в индивидуальных профконсультациях. Рассматриваются возможности использования (включения) этих программ в различные модели предпрофильного и профильного обучения школьников.
|
|
Данное пособие может использоваться при подготовке психологов-профконсультантов как на теоретических занятиях, так и при проведении спецкурсов и практических занятий. Пособие рассчитано также на школьных психологов (педагогов-психологов), классных руководителей, учителей-предметников, воспитателей, консультантов различных психологических центров и всех, кто интересуется вопросами профессионального самоопределения подростков и молодежи.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | |
Глава 1. СУЩНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ | |
1.1. Общие тенденции развития профориентации | |
1.2. Профессиональное самоопределение как поиск смысла | |
1.3. «Субъект профессионального самоопределения» и основные этапы его развития | |
1.4. Основные факторы профессионального самоопределения | |
1.5. Образ жизненного успеха как важнейший регулятор профессиональных выборов | |
1.6. Социально-психологические и профессиональные «пространства» самоопределения личности | |
1.7. Основные ошибки и предрассудки при планировании карьеры | |
Контрольные вопросы к Главе 1 | |
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ | |
2.1. Цели и задачи профессионального самоопределения | |
2.2. Организационные принципы профориентации | |
2.3. Профориентация как система | |
2.4. Основные приоритеты профориентационной работы в современных условиях | |
2.5. Проблемы и трудности при реализации целей и задач профориентационной работы | |
Контрольные вопросы к Главе 2 | |
Глава 3. ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ МЕТОДОВ И ПРАКТИЧЕСКИХ ПРОГРАММ | |
3.1. Общее представление о практической профоринетационной методике | |
3.2. Метод как средство достижения цели и решения конкретных задач. Типология методов по возможным целям | |
3.3. Типология традиционных научно-практических методов профориентации | |
3.4. Основные характеристики активизирующей профконсультационной методики | |
3.5. Общая схема конструирования активизирующих профоринетационных средств | |
3.6. Общие рекомендации по составлению профориентационных программ | |
3.7. Рекомендации по планированию и проведению конкретных профориентационных занятий | |
3.8. Рекомендации по планированию и проведению конкретных профконсультаций | |
3.9. Основы организации взаимодействия психолога-профконсультанта со смежными специалистами | |
3.10.Проблема оценки эффективности профконсультационной помощи. | |
Контрольные вопросы к Главе 3 | |
Глава 4. ВАРИАНТЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ ПРОГРАММ РАБОТЫ СО ШКОЛЬНИКАМИ | |
4.1. Варианты профоринетационных программ на уровне полноценных курсов (включенных в расписание или в форме факультативных занятий) | |
4.2. Варианты программ эпизодически проводимых профориентационных занятий | |
4.3. Варианты программ в рамках предпрофильной подготовки школьников | |
4.4. Варианты профориентационных программ в рамках профильного обучения | |
4.5. Варианты планирования индивидуальных профконсультаций в разных условиях | |
Контрольные вопросы к Главе 4 | |
Глава 5. МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ | |
5.1. Профориентационные игры с классом | |
Общая характеристика данных методик (активизирующие и диагностические возможности) | |
Игра «Ассоциация» | |
Игра «Угадай профессию» | |
Игра «Пришельцы» | |
Игра «Советчик» | |
Игра «Профконсультация» | |
5.2. Игровые профориентационные упражнения | |
Общая характеристика данных методик (активизирующие и диагностические возможности) | |
«Кто есть кто?» | |
«Автопортрет» | |
«Человек-профессия» (вариант «Ассоциации» в работе с подгруппой) | |
«День из жизни…» («Сон из жизни…») | |
«Цепочка профессий» | |
«Ловушки-капканчики» | |
«Эпитафия» | |
5.3. Карточные информационно-поисковые методики («профессьянсы») | |
Общая характеристика данных методик (активизирующие и диагностические возможности) | |
«Кто? Что? Где?» | |
«Формула» | |
5.4. Игровые карточные методики | |
Общая характеристика данных методик (активизирующие и диагностические возможности) | |
«Человек-Судьба-Черт» | |
«Психобизнес» (с использованием обычных игральных карт) | |
5.5. Настольные профориентационные игры | |
Общая характеристика данных методик (активизирующие и диагностические возможности) | |
«Или-Или» | |
«Страна богатых и умных» | |
5.6. Схемы анализа и самоанализа ситуаций самоопределения | |
Общая характеристика данных методик (активизирующие и диагностические возможности) | |
«Восьмиугольник основных факторов выбора профессии» (по Е.А.Климову) | |
Схема уровней сформированности личной профессиональной перспективы (ЛПП) | |
Схема альтернативного выбора | |
5.7. Игры-дискуссии | |
Общая характеристика данных методик (активизирующие и диагностические возможности) | |
«Заработная плата работника» (ЗПР) | |
«Свобода, ответственность, справедливость» (СОС) | |
5.8. Карточно-бланковые игры | |
Общая характеристика данных методик (активизирующие и диагностические возможности) | |
«Комплимент» | |
«Медоворот» | |
«Сударь-государь» | |
«Болван» | |
5.9. Бланковые игры с классом | |
Общая характеристика данных методик (активизирующие и диагностические возможности) | |
«Бизнес-риск-мен» | |
«Я – компаньон» | |
«Торг» | |
5.10. Активизирующие опросники | |
Общая характеристика данных методик (активизирующие и диагностические возможности) | |
Опросник по схеме построения личной профессиональной перспективы (ЛПП) | |
«Будь готов!» | |
«Как поживаешь?» | |
«За и против» | |
Контрольные вопросы к Главе 5 | |
Заключение | |
Литература |
ВВЕДЕНИЕ
|
|
|
|
В настоящее время актуальность профориентационной работы возрастает кс каждым годом. Развивающиеся в стране «рыночные отношения» требуют от самоопределяющихся выпускников (молодежи и всех, кто планирует свое профессиональной развитие) школ готовности к самостоятельному решению своих карьерных вопросов и умения выстраивать свою жизнь осознанно и самостоятельно.
В пособии представлены теоретические вопросы профессионального самоопределения, вопросы организации (Глава 1) и планирования профориентационной работы в школе (глава 2), даются рекомендации по проектированию профориентационных методов и программ работы со школьниками (Глава 3), даются примеры уже использующихся в разных условиях профориентационных программ (Глава 4), а также – описания различных групп авторских активизирующих методик профессионального и личностного самоопределения (Глава 5).
Особенностью данного пособия является то, что многие теоретические вопросы подкрепляются соответствующими практическими методиками, что соответствует и названию работы – «Профессиональное самоопределение: теория и практика». Другой особенностью пособия является то, что оно во многом дополняет другие наши работы, посвященные профориентационной проблематике, в частности, учебно-методическое пособие «Профориентация», выпущенное в издательстве «Академия» в 2005 году (Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С., 2005). Но если в пособии «Профориентация» больший акцент делался на освещение теоретических проблем, то в данном пособии несколько больший акцент делается именно на практических методиках и рассмотрении различных условий их проведения со школьниками.
|
|
Как уже отмечалось, в пособии большое внимание уделяется проектированию конкретных профориентационных программ. Пособие построено таким образом, что эти программы, опираясь на наши общие рекомендации, можно составлять из наших же авторских методик, в зависимости от решаемых психологом профориентационных задач. Мы считаем, что единообразные программы менее эффективны, чем вариативные, которые можно было бы каждый раз менять и адаптировать к конкретным аудиториям учащихся. Большое разнообразие авторских методик позволит это сделать без труда.
Наши методики называются активизирующими, т.е. призванными не только формировать более высокую заинтересованность в профориентационной работе и профконсультациях, но и частично обучать школьников самостоятельно решать свои проблемы. Сами представленные в пособии методики больше рассчитаны именно на практическую работу, хотя часть из них можно использовать и для исследовательских целей. В этой связи в общей характеристике каждой из групп наших активизирующих методик мы специально выделяем «диагностические возможности методик», исходя из того. При этом важно отметить, что в отличие от традиционных диагностических средств (тестов, опросников и др.) наши методики предполагают достаточно развитый профессиональный и жизненный опыт использующего эти методы психолога, а также его умение «понимать» и даже «чувствовать» своих клиентов. Только тогда методики дадут психологу богатый материал для принятия профконсультационных решений (в научно-практических обследованиях) или для научных обобщений (уже в исследовательской деятельности).
После каждой главы в пособии даются контрольные вопросы для самопроверки обучающихся студентов и специалистов. В конце пятой главы представлены практические задания для формирования у обучающихся начальных навыков проведения методик. Заметим, что все наши активизирующие методики не являются стандартизированными, т.е. допускают их значительную модификацию в использовании. Но как показывает опыт общения с психологами-практиками, использующими наши методы в своей работе, лучше, когда на начальных этапах освоения методик пользоваться нашими рекомендациями. И лишь затем, приобретя некоторый опыт и почувствовав уверенность, можно самостоятельно вносить в наши методики изменения, а в перспективе создавать на их основе свой собственные методы. Для этого в Главе 3 даются общие рекомендации по проектированию активизирующих профконсультационных методов.
Мы надеемся, что данное пособие будет полезно для всех специалистов, работающих с самоопределяющимися подростками, а также с теми людьми, которые решают свои карьерные вопросы в наше нелегкое время.