Введение. (учебно-методическое пособие)

Пряжников Н.С.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

(Учебно-методическое пособие)

Москва - 2007

Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. – М.: «Академия», 2007. – с.

В пособии дается понимание «профессионального самоопределения». Подчеркивается активный характер субъекта профессионального самоопределения, выделяются психолого-педагогические условия формирования такой активности. Особое внимание уделяется активной позиции психолога и организации конструктивного взаимодействия с самоопределяющимся клиентом (подростком).

В пособии представлены также авторские методики активизации профессионального самоопределения и варианты программ формирования субъекта профессионального самоопределения в условиях работы с классом, группой, микрогруппой, а также – в индивидуальных профконсультациях. Рассматриваются возможности использования (включения) этих программ в различные модели предпрофильного и профильного обучения школьников.

Данное пособие может использоваться при подготовке психологов-профконсультантов как на теоретических занятиях, так и при проведении спецкурсов и практических занятий. Пособие рассчитано также на школьных психологов (педагогов-психологов), классных руководителей, учителей-предметников, воспитателей, консультантов различных психологических центров и всех, кто интересуется вопросами профессионального самоопределения подростков и молодежи.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ  
   
Глава 1. СУЩНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ  
1.1. Общие тенденции развития профориентации  
1.2. Профессиональное самоопределение как поиск смысла  
1.3. «Субъект профессионального самоопределения» и основные этапы его развития  
1.4. Основные факторы профессионального самоопределения  
1.5. Образ жизненного успеха как важнейший регулятор профессиональных выборов  
1.6. Социально-психологические и профессиональные «пространства» самоопределения личности  
1.7. Основные ошибки и предрассудки при планировании карьеры  
Контрольные вопросы к Главе 1  
   
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ  
2.1. Цели и задачи профессионального самоопределения  
2.2. Организационные принципы профориентации  
2.3. Профориентация как система  
2.4. Основные приоритеты профориентационной работы в современных условиях  
2.5. Проблемы и трудности при реализации целей и задач профориентационной работы  
Контрольные вопросы к Главе 2  
   
Глава 3. ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ МЕТОДОВ И ПРАКТИЧЕСКИХ ПРОГРАММ  
3.1. Общее представление о практической профоринетационной методике  
3.2. Метод как средство достижения цели и решения конкретных задач. Типология методов по возможным целям  
3.3. Типология традиционных научно-практических методов профориентации  
3.4. Основные характеристики активизирующей профконсультационной методики  
3.5. Общая схема конструирования активизирующих профоринетационных средств  
3.6. Общие рекомендации по составлению профориентационных программ  
3.7. Рекомендации по планированию и проведению конкретных профориентационных занятий  
3.8. Рекомендации по планированию и проведению конкретных профконсультаций  
3.9. Основы организации взаимодействия психолога-профконсультанта со смежными специалистами  
3.10.Проблема оценки эффективности профконсультационной помощи.  
Контрольные вопросы к Главе 3  
   
Глава 4. ВАРИАНТЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ ПРОГРАММ РАБОТЫ СО ШКОЛЬНИКАМИ  
4.1. Варианты профоринетационных программ на уровне полноценных курсов (включенных в расписание или в форме факультативных занятий)  
4.2. Варианты программ эпизодически проводимых профориентационных занятий  
4.3. Варианты программ в рамках предпрофильной подготовки школьников  
4.4. Варианты профориентационных программ в рамках профильного обучения  
4.5. Варианты планирования индивидуальных профконсультаций в разных условиях  
Контрольные вопросы к Главе 4  
   
Глава 5. МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ  
5.1. Профориентационные игры с классом  
Общая характеристика данных методик (активизирующие и диагностические возможности)  
Игра «Ассоциация»  
Игра «Угадай профессию»  
Игра «Пришельцы»  
Игра «Советчик»  
Игра «Профконсультация»  
   
5.2. Игровые профориентационные упражнения  
Общая характеристика данных методик (активизирующие и диагностические возможности)  
«Кто есть кто?»  
«Автопортрет»  
«Человек-профессия» (вариант «Ассоциации» в работе с подгруппой)  
«День из жизни…» («Сон из жизни…»)  
«Цепочка профессий»  
«Ловушки-капканчики»  
«Эпитафия»  
   
5.3. Карточные информационно-поисковые методики («профессьянсы»)  
Общая характеристика данных методик (активизирующие и диагностические возможности)  
«Кто? Что? Где?»  
«Формула»  
   
5.4. Игровые карточные методики  
Общая характеристика данных методик (активизирующие и диагностические возможности)  
«Человек-Судьба-Черт»  
«Психобизнес» (с использованием обычных игральных карт)  
   
5.5. Настольные профориентационные игры  
Общая характеристика данных методик (активизирующие и диагностические возможности)  
«Или-Или»  
«Страна богатых и умных»  
   
5.6. Схемы анализа и самоанализа ситуаций самоопределения  
Общая характеристика данных методик (активизирующие и диагностические возможности)  
«Восьмиугольник основных факторов выбора профессии» (по Е.А.Климову)  
Схема уровней сформированности личной профессиональной перспективы (ЛПП)  
Схема альтернативного выбора  
   
5.7. Игры-дискуссии  
Общая характеристика данных методик (активизирующие и диагностические возможности)  
«Заработная плата работника» (ЗПР)  
«Свобода, ответственность, справедливость» (СОС)  
   
5.8. Карточно-бланковые игры  
Общая характеристика данных методик (активизирующие и диагностические возможности)  
«Комплимент»  
«Медоворот»  
«Сударь-государь»  
«Болван»  
   
5.9. Бланковые игры с классом  
Общая характеристика данных методик (активизирующие и диагностические возможности)  
«Бизнес-риск-мен»  
«Я – компаньон»  
«Торг»  
   
5.10. Активизирующие опросники  
Общая характеристика данных методик (активизирующие и диагностические возможности)  
Опросник по схеме построения личной профессиональной перспективы (ЛПП)  
«Будь готов!»  
«Как поживаешь?»  
«За и против»  
   
Контрольные вопросы к Главе 5  
   
Заключение  
   
Литература  

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время актуальность профориентационной работы возрастает кс каждым годом. Развивающиеся в стране «рыночные отношения» требуют от самоопределяющихся выпускников (молодежи и всех, кто планирует свое профессиональной развитие) школ готовности к самостоятельному решению своих карьерных вопросов и умения выстраивать свою жизнь осознанно и самостоятельно.

В пособии представлены теоретические вопросы профессионального самоопределения, вопросы организации (Глава 1) и планирования профориентационной работы в школе (глава 2), даются рекомендации по проектированию профориентационных методов и программ работы со школьниками (Глава 3), даются примеры уже использующихся в разных условиях профориентационных программ (Глава 4), а также – описания различных групп авторских активизирующих методик профессионального и личностного самоопределения (Глава 5).

Особенностью данного пособия является то, что многие теоретические вопросы подкрепляются соответствующими практическими методиками, что соответствует и названию работы – «Профессиональное самоопределение: теория и практика». Другой особенностью пособия является то, что оно во многом дополняет другие наши работы, посвященные профориентационной проблематике, в частности, учебно-методическое пособие «Профориентация», выпущенное в издательстве «Академия» в 2005 году (Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С., 2005). Но если в пособии «Профориентация» больший акцент делался на освещение теоретических проблем, то в данном пособии несколько больший акцент делается именно на практических методиках и рассмотрении различных условий их проведения со школьниками.

Как уже отмечалось, в пособии большое внимание уделяется проектированию конкретных профориентационных программ. Пособие построено таким образом, что эти программы, опираясь на наши общие рекомендации, можно составлять из наших же авторских методик, в зависимости от решаемых психологом профориентационных задач. Мы считаем, что единообразные программы менее эффективны, чем вариативные, которые можно было бы каждый раз менять и адаптировать к конкретным аудиториям учащихся. Большое разнообразие авторских методик позволит это сделать без труда.

Наши методики называются активизирующими, т.е. призванными не только формировать более высокую заинтересованность в профориентационной работе и профконсультациях, но и частично обучать школьников самостоятельно решать свои проблемы. Сами представленные в пособии методики больше рассчитаны именно на практическую работу, хотя часть из них можно использовать и для исследовательских целей. В этой связи в общей характеристике каждой из групп наших активизирующих методик мы специально выделяем «диагностические возможности методик», исходя из того. При этом важно отметить, что в отличие от традиционных диагностических средств (тестов, опросников и др.) наши методики предполагают достаточно развитый профессиональный и жизненный опыт использующего эти методы психолога, а также его умение «понимать» и даже «чувствовать» своих клиентов. Только тогда методики дадут психологу богатый материал для принятия профконсультационных решений (в научно-практических обследованиях) или для научных обобщений (уже в исследовательской деятельности).

После каждой главы в пособии даются контрольные вопросы для самопроверки обучающихся студентов и специалистов. В конце пятой главы представлены практические задания для формирования у обучающихся начальных навыков проведения методик. Заметим, что все наши активизирующие методики не являются стандартизированными, т.е. допускают их значительную модификацию в использовании. Но как показывает опыт общения с психологами-практиками, использующими наши методы в своей работе, лучше, когда на начальных этапах освоения методик пользоваться нашими рекомендациями. И лишь затем, приобретя некоторый опыт и почувствовав уверенность, можно самостоятельно вносить в наши методики изменения, а в перспективе создавать на их основе свой собственные методы. Для этого в Главе 3 даются общие рекомендации по проектированию активизирующих профконсультационных методов.

Мы надеемся, что данное пособие будет полезно для всех специалистов, работающих с самоопределяющимися подростками, а также с теми людьми, которые решают свои карьерные вопросы в наше нелегкое время.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: