Процесс управления пассивами, этапы, задачи

Управление активами и пассивами банка является неотъемлемой частью финансового банковского менеджмента и позволяет минимизировать риски банковской деятельности. Основная задача управления заключается в оптимизации структуры баланса с целью обеспечения более высокого уровня эффективности банковских операций при одновременном сокращении издержек и соблюдении действующих ограничений ликвидности банка.

Процесс управления пассивами банка предполагает их прибыльное, эффективное использование в соответствии с возможностями формирования ресурсной базы и наоборот.

В широком смысле управление пассивами представляет собой деятельность, связанную с привлечением средств вкладчиков и кредиторов, определением соответствующей структуры источников средств для данного банка. В более узком смысле под управление пассивами банка понимают действия менеджеров, направленные на удовлетворение внутрибанковского спроса на ликвидность путем активного изыскания заемных и привлеченных средств.

Управление пассивами включает два направления: управление привлеченным капиталом, управление собственными средствами банка.

Управление привлеченными средствами - деятельность по формированию и оптимизации структуры ресурсов КБ за счет привлечения средств. Управление собственным капиталом означает прогнозирование его величины с учетом роста балансовых и забалансовых операций, величины рисков, принимаемых банком, соблюдения установленных пропорций между элементами капитала с целью достижения количественных и качественных показателей деятельности.

Процесс управления пассивами представляет собой выработку цели управления на основе поставленных задач и осуществления управляющих воздействий субъекта управления на объект при помощи соответствующих методов. Основополагающим моментом в менеджменте является правильная постановка целей и выбор соответствующих инструментов для их достижения. Главной стратегической целью управления пассивами является достижение рентабельности (прибыльности) работы банка при одновременном обеспечении необходимого уровня его ликвидности, повышения стоимости капитала. Это внутренние цели банка. Но всегда целью «напоказ» является максимальное удовлетворение потребностей клиентов через расширение качества и количества предоставляемых услуг и операций.

Управление пассивами включает в себя стратегическое и тактическое управление.

- стратегия – общее направление и способ использования средств для достижения целей;

-тактика – совокупность средств, методов и приемов в конкретных условиях.

Основные задачи тактики управления пассивами:

-определение величины собственного капитала, необходимого и достаточного для обеспечения надежности (цели ликвидности), а также для расширения активных операций банка (цели прибыльности);

-изыскание ресурсов, необходимых для выполнения банком обстоятельств перед клиентами (цель - ликвидность) и развития активных операций (цель - прибыльность);

-привлечение срочных депозитов для обеспечения ликвидности баланса и привлечение депозитов до востребования для получения прибыли за счет использования дешевых ресурсов;

-установление степени риска по привлеченным средствам (процентный риск, риск недополучения прибыли, риск неплатежеспособности);

-расчет соотношения расходов на привлечение средств с предполагаемыми доходами от их размещения;

-выбор структуры ресурсов, обеспечивающий ликвидность банка.

Определение объектов управления.

Объект управления - система, совокупность взаимодействующих элементов, составляющих целое, к ним относятся собственный капитал банка, его привлеченные и заемные средства.

Собственный капитал как объект управления представляет собой совокупность фондов и нераспределенной прибыли отчетного года. Элементами привлеченных средств является все виды депозитов, кредиторская задолженность и обязательства банка в сертификатах.

Заемные средства – кредиты банков-корреспондентов, Центрального банка России, обязательства в векселях и облигациях банка.

Все объекты управления находятся в постоянном динамическом развитии: изменяется абсолютная величина, происходит структурные изменения, воздействует внешняя среда.

Выбор инструментов и методов управления.

Метод управления – способ воздействия субъекта управления на объект с помощью средств и инструментов.

К методам формирования в управлении активами и пассивами относят:

- метод общего фонда;

- метод конверсии;

- математический метод моделирования.

К методам оценки и анализа относят:

- Оптимизацию (оценка структуры и ее улучшение) – оценка удельного веса элементов, определение средневзвешенной стоимости источников, стабильности, рентабельности, срочности, прибыльности, степени устойчивости

- Диверсификация структуры пассивов

- реструктуризация пассивов.

К инструментам управления можно отнести:

- проведение эмиссии ценных бумаг;

- дивидендная политика;

- получение кредитов;

- ограничения и лимитирование на суммарный оборот, на остаток по лицевым счетам;

- ценовая политика в депозитной деятельности и другие.

Рисунок 4.1 Процесс управления пассивами

С точки зрения менеджмента, элементами управления пассивами банка являются планирование, анализ, регулирование и контроль.

Процесс планирования включает составление перспективных и текущих планов с учетом факторов внутренней и внешней среды. На основе планирования разрабатываются внутрибанковские документы, положения:

- Депозитная политика,

- учетная политика

- процентная политика

- Положение о депозитах юр. лиц, физ. лиц

- Положение о межбанковском кредитовании

- Положение о подразделении мобилизации денежных средств и др.

- Инструкции о порядке совершения депозитной операции банка.

Анализ включает последовательный процесс оценки структуры и динамики привлечения капитала, диагностику причин неустойчивости неэффективности операций, сравнительный анализ.

Регулирование сводится к соблюдению требований ЦБ РФ, разработке методов и инструментов привлечения капитала и увеличения достаточности собственного капитала, корректированию и ограничению рисков деятельности.

Контроль подразделяется на внутренний и внешний. Внутрибанковский контроль – на текущий и последующий.

Принципы управления пассивами:

- Соблюдение нормативных требований и ограничений

- прибыльность

- ликвидность

- взаимосвязанность и согласованность активно- пассивных операций

- стабильность и дифферинцированность

- качество и имидж банка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: