Современная теория интеграция и вертикальных контрактов: неоклассический и институциональные подходы.
Неоклассический анализ вертикальной интеграции.
Сравнительный анализ форм экономической интеграции, их эффективность и эволюция в неоинституциональной теории. Понятие и виды эмпирических эффектов.
Вертикальная интеграция и вертикальные ограничения: понятие и характеристика. Проблема «двойной надбавки». Разрушение хозяйственных связей в промышленности России и новые формы вертикальной интеграции.
Формы вертикального контроля в технологических цепочках и модели промышленной организации.
Мягкие бюджетные ограничения и неплатежи как источник дополнительной прибыли в условиях вертикальной интеграции.
Бартерные расчеты в вертикальных контрактах.
Холдинги и ФПГ как формы вертикальной интеграции в промышленности.
Давальческие контракты как инструмент вертикальной интеграции.
Тема 4. Стратегическое взаимодействие фирм
На отраслевых рынках
Понятие стратегического поведения фирмы. Кооперативное и некооперативное поведение взаимодействия фирм в условиях олигополии. Признаки и характеристики олигополистического рынка. Типы стратегий поведения фирм в условиях олигополии.
Классификация некооперативных стратегий поведения: модель Курно, модель Бертрана (дилемма заключенного), модель Форхаймера, модель Штакельберга.
Кооперативные модели поведения олигополистов.
Картельные соглашения: понятие и причины возникновения. Стимулы к нарушению картельного соглашения.
Типология картельных соглашений.
Факторы, способствующие сохранению картельных соглашений.
Методы, предотвращающие нарушения картельного соглашения.
Социальные издержки картелизации.
Тема 5. Ценовая дискриминация:
Типы и практический опыт использования
На отдельных типах отраслевых рынков
Ценовая дискриминация: понятие, мотивы и условия эффективности.
Типы ценовой дискриминации:
современная ценовая дискриминация;
ценовая дискриминация в зависимости от объема покупки;
ценовая дискриминация по группам потребителей – разграничение рынков.
Практические аспекты применения ценовой дискриминации.
Связанные продажи. Нелинейное ценообразование и количественная дискриминация. Сезонное ценообразование. Межвременная дискриминация. Парадокс Коуза. Регулирование деятельности фирм, приемлющих ценовую дискриминацию.