и её своеобразие.
Словарь ключевой терминологии к теме
. Абсолютизм, авторитаризм (феодальная власть, приказание). Рыцарская
этика. Рыцарство (рыцарская доблесть). Аскетизм. Индульгенция.
Воздаяние. Догматизм. Папство. Католицизм Протестантизм. Ригоризм.
Иезуитство.
РИГОРИЗМ (лат. – rigor - строгость) – моральный принцип, заключающийся
в строгом и неуклонном соблюдении определенных нравственных норм
безотносительно к конкретным обстоятельствам, в безусловном
повиновении долгу, даже вопреки целесообразности, интересам людей и
общества. Средневековый ригоризм часто связан с фанатизмом, аскетизмом,
ханжеством и фарисейством.
Религиозное обоснование морали как регулятора поведения в системе
социально-иерархических взаимоотношений.
ИЕЗУИТИЗМ (иезуитство) – антигуманистическая система
моральных принципов, возникающая, как правило, внутри замкнутой
группы, касты, организации и служащая сокрытию или оправданию
|
|
аморальной по содержанию деятельности, направленной во вне этой
группы, касты, организации. Термин иезуитизм произошел от названия
католического монашеского ордена Иисуса (лат. Jesus). Орден иезуитов
исторически связан с церковно-политической организацией ортодоксальных
христиан-иезуитов, основанной при папском престоле в ХVI в. Этот орден
построен по иерархическому принципу. Деятельность иезуитов была
направлена на достижение возможно более полной духовной и светской
власти (вплоть до мирового господства) лично папы и католической церкви
в целом.
В основе «этики» иезуитов принцип всеобщего доносительства на
непослушных. Тайный и явный контроль за поступками и помыслами не
только «братьев» по ордену, но возможно большего числа людей в
различных, в т. ч, и в некатолических странах. Главный принцип защиты
христианской морали у иезуитов был: «Все средства хороши (в том числе
безнравственные), ели они кратчайшим путём ведут к благой цели». Иезуиты
наводили трепетный страх (и даже ужас) на население иезуитскими судами
над «язычниками»: «колдунами», «волхвами», «чернокнижниками»,
атеистами. Правда, жертвами иезуитских судов были часто безвинные люди,
ибо под пытками они признавались в таких злодеяниях, которые не совершали.
Основатель ордена иезуитов И. Лойола утверждал: «Цель – оправдывает
средства». И поэтому иезуитам прощалось если они вместе с грешниками
сжигали, топили, казнили «случайно» праведников. Таким образом, для
морали иезуитов в целом характерна скрытая ложь во имя «благих целей».
Иезуиты нанесли ущерб для принципов защиты христианской морали и тем
|
|
самым дискредитировали себя и свои кощунственные действия.
Этика и этикет средневековых феодалов, рыцарей, священников,
ремесленников и селян.
Рыцарский этикет предполагал и обязывал верность христианским
идеалам Библии. В рыцарство посвящали юношей, мужчин – воинов из
числа представителей благородных сословий. Рыцарский девиз: Жизнь –
царю (королю, сюзерену), любовь - даме сердца, душу – Богу, честь –
никому.
Рыцарские ордена, кланы, касты, секты: тамплиеры, храмовники,
альбигойцы, розенкрейцеры и др.
Рыцари-Катары (11-12 в.) – приверженцы ереси на Севере Италии и на Юге
Франции. Собственность они считали грехом. Катары сурово осуждали
пороки католического духовенства, выступали против феодального гнёта.
Рыцари- Тамплиеры- храмовники (с 11 в до 1312 г.).
Рыцари- альбигойцы (12-13 в.) –участники еретического движения из
южного французского города Альби.
Рыцари- розенкрейцеры (нем. роза и крест) – члены тайного мистического
общества 17-18 вв. В Германии, Голландии и др. странах. Их эмблемой
была роза и крест.
Рыцари- крестоносцы – участники крестовых походов, защитники идеалов
христианского вероучения.
Рыцари-франкомасоны представители тайных лож получили
распространение по всему миру (с 18 в.) и в том числе в России. Их
эмблемой является фартук и строительный мастерок.
Рыцари меча и кинжала, рыцари меча и плаща, рыцари розы и лилии.
Благородный рыцарь Дон Кихот - оксюмороническая (противоречивая,
умно-глупая) пародия на исторических рыцарей и рыцарство. Дон Кихот
силён духовно и слаб физически в силу своей старости. Но, тем не менее
«доблестному» рыцарю Дон Кихоту дано немало сил для того, чтобы
мужественно сносить физические и моральные страдания: насмешки,
издевательства в мире пороков и лицемерия. Не каждому молодому и
физически крепкому рыцарю такие испытания под силу... Рыцарь проявляет
доблесть в основном в бою и на турнирах, а Дон Кихот всю «мирную»
жизнь посвятил служению идеалам рыцарской морали. «Истинным»
рыцарям в сравнении с чудаковатым Дон Кихотом такое служение –
невыносимо. Поэтому рыцари выродились. Разумеется, легче совершить
один подвиг в бою, чем всю жизнь праведно трудиться на земле в поте
лица своего. Т.е. Дон Кихот это «монах наоборот»: 1. Он любит не Мадонну,
но вымышленную Дульсинею Тобосскую, но обожествляет её как
Мадонну. 2. Он превращает рыцарский устав в нравственную Библию и
закон своих светских деяний. 3. Он черпает силы даже не в формальных
основах средневекового рыцарства, но в принципах избранных идеалов.
Рыцарь - благородный, мужественный, профессиональный воин, верно
исполняющий рыцарский устав, преданно служащий идеалам своего
ордена.
РЫЦАРСТВО и рыцарская мораль.
Рыцарь должен быть крепким, сильным, храбрым и верным в служении
идеалам своего рыцарского ордена. Рыцари служили королям, храмам
__________(храмовники) баронам, графам и другим важным особам. Это
мальтийские рыцари, альбигойцы, розенкрейцеры, тамплиеры, храмовники
и др. У каждого рыцарского ордена был свой рыцарский устав и свои
этические святыни. У каждого рыцаря был свой стяг, герб, девиз, щит,
меч и др. реликвии, раритеты и атрибуты рыцарского достоинства. Жизнь
рыцаря принадлежала королю, душа – Богу, любовь – прекрасной даме,
честь – никому. Рыцарь должен владеть приёмами конного и пешего
боя. Рыцарь должен быть снисходительным к поверженным
противниками: не быть в спину, не добивать, признавшего себя
побеждённым.
Рыцарское мужество - высокое моральное качество, характеризующее
поведение и моральный облик воина, которому присущи: смелость,
|
|
стойкость, выдержка, самообладание, находчивость, самоотверженность и
чувство собственного достоинства.
Рыцарь должен знать Библию и быть защитой и опорой идеалов
христианского вероучения.
Рыцарь должен быть верен уставу своего ордена.
(См.: Шпаковский В.О. Рыцари средневековья. – М.: Просвещение, 1999.
128 с.
Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали. –М.,
1987.)
Истинный благородный рыцарь - воин, защитник идеалов христианской
Библии и образец волевых добродетелей. Рыцарь владел приемами конного
и пешего боя. Он должен был соблюдать правила нравственного приличия
не только в общении с дамами, детьми, священниками, но и с пленниками.
БЛАЖЕННЫЙ АВГУСТИН АВРЕЛИЙ (354- 430) – христианский теолог,
католический епископ. Автор нескольких сот произведений: «О святой
троице», «О граде Божием» и др.
Августин пропагандист этики крайнего христианского аскетизма,
постничества, воздержанности, смирения.
ВЛАДИМИР ВСЕВОЛОДОВИЧ МОНОМАХ (1053 – 1125), внук
Ярослава Мудрого, князь Черниговский и Переяславский, а с 1113 г. -
Великий князь Киевский. Свое прозвище получил по матери – дочери
византийского императора Константина Мономаха. Владимир Мономах был
крупным государственным деятелем и опытным полководцем,
образованнейшим человеком своего времени. От Владимира Мономаха
сохранился ряд произведений философско-этического характера и среди
них православное «ПОУЧЕНИЕ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА ЧАДАМ