Словарь ключевой терминологии. Нравственный идеализм. Соборность,
духовность, благодеяние, милосердие, душевность, добродушие.
Бережливость и расточительность, трудолюбие и праздность (леность).
Нравственный идеализм – вера человека в существование в этом мире чего-
то совершенного, непоколебимого, святого. Идеализм противостоит
материализму, меркантилизму, прагматизму (выгоде).
Люди позитивных умонастроений склонны идеализировать
действительность: выдавать желаемое за действительное. Но мир не идеален
и не порочен, но в нём есть и то и другое.
Например, люди высоких духовных ориентиров высший
этнопсихологический идеал «видят» и предполагают в росте духовной
культуры и соборности россиян.
Соборность – чувство единства нации в языке, религии (вере), культуре, в
патриотизме. Но соборность проявляется у одних всегда, у других в
экстремальных ситуациях, у третьих соборность вызывает – иронию.
Культурная личность свободна в выборе своих нравственных идеалов.
|
|
Личности и обществу нужны позитивно-организационные и
воспитательные идеалы. При всей своей отвлечённости социально-
нравственный идеал обладает созидательно-организационной силой
воздействия на сознание личности и масс. Идеалы ведут и направляют
людей к созидательному добру.
Но нравственный идеализм в системе реакционных, религиозных или
политических догм весьма опасен.
Поэтому нравственно мыслящая личность должна осознавать степень добра
и зла, заключённого в рамкам того или иного «нравственного идеала».
Но есть абсолютные, непреходящие морально-этические идеалы как
религиозно-конфессионального характера (не убей, не кради, возлюби
ближнего и др.) так и светского характера (всё прекрасное в этом мире
достойно адекватного отношения к себе). Ноздрёв - человек без этических
идеалов – нравственно ограничен. Манилов - человек с поверхностным
представлением о нравственных идеалах мечтатель-утопист. Чичиков -
лицемерный рационалист-прагматик, приспособленец, казнокрад.
Обществу нужны стабильные этические идеалы как светского, так и
религиозного характера, как национального, так и общечеловеческого
содержания.
Люди, нарушающие общественные идеалы подвергаются социальному
осуждению. Люди, преступно разрушающие общественные идеалы (как
вандалы) осуждаются с позиции нормативных принципов Конституции и
правовых законов общества (Уголовный кодекс, Гражданский кодекс).
СОЦИАЛЬНЫЙ НРАВСТВЕННЫЙ ОПЫТ свидетельствует о
тяготении большинства людей к таким этическим сущностям как:
удовольствие, польза, справедливость, милосердие, прагматика милосердия,
|
|
совершенствование и др.
Удовольствие – чувство и переживание, сопровождаемое удовлетворением
потребности или интереса.
(Аристотель. Никомахова этика. Эвдемова этика.
З.Фрейд. По ту сторону принципа удовольствия. Психология
бессознательного. - М., 1989. – С. 382-424).
Польза – положительная ценность сказанного, сделанного, приобретённого.
Жизненный принцип: Исходя из своего интереса, извлекай из всего пользу.
СПРАВЕДЛИВОСТЬ – нормативный принцип регулирования
взаимоотношений между людьми. Справедливость распределительная и
воздающая. Справедливость как мечта о равенстве.
(Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. – М., 1988.
Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995.
Соловьёв В.С. Оправдание добра.)
Милосердие – гуманизм, человеколюбие, по заслугам, по убеждению, по
направлению души и сознания. Трудность бескорыстного милосердия.
Милосердие как прощение.
(Юркевич П.Д. Мир с ближними как условие христианского общежития//
П.Д. Юркевич. Философские произведения. – М., 1990.
Прагматика милосердия – любовь к ближним и «любовь к врагам». Дарить
благо и принимать чужое бремя. (Л. Андреев. «Правила добра»).
(Льюис К.С. Любовь. Страдание. Надежда. – М., 1992. – С. 208-261).
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ - цель и путь осознанного и упорядоченного
саморазвития личности и общества. Самосовершенствование физическое,
моральное, духовное, интеллектуальное.
(Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. –М., 1981. – С.336-359.
Карсавин В.С. О личности. –М., 1992.
Бердяев Н.А. Философия свободного духа. – М., 1994.)
ЭВТАНАЗИЯ (легкая, приятная) смерть – принцип узаконенного
прекращения жизненного процесса для тяжело больных людей.
Традиционное милосердие и эвтаназия в медицинской практике
некоторых стран.
(Огурцов А.П. Этика жизни или биоэтика: аксиологические альтернативы//
Вопросы философии. –1994. № 3.
Рейчелс Дж. Активная и пассивная эвтаназия. Этическая мысль. Научно-
публицистические чтения. 1990. – М., 1990.
Фут Ф. Эвтаназия//Философские науки. 1990. № 6.
Эвтаназия//А.А.Гусейнов, Р.Г.Апресян. Этика. - М., Гардарика, 1998. – С.
433)
СМЕРТНАЯ КАЗНЬ. Историческая социология смертной казни.
Этические аргументы «за» и «против» смертной казни в в Российском и
мировом законодательстве.
Когда бывает «воспитательное» (или иное) насилие во благо?
Должно ли быть «добро с кулаками» во имя защиты идеалов добра?
Насилие и государство = норма или парадокс?.
Государство и ненасилие = норма или парадокс?
Всегда ли цель оправдывает средства?
(Смертная казнь: за и против/ Сост. О.Ф. Шишов, Т.С. Парфёнова. –М., 1989.
Бекарриа Ч. О преступлениях и наказаниях. –М., 1995.
Ненасилие: философия, этика, политика. –М., 1993.
Опыт ненасилия в ХХ веке: Социально-этические очерки. –М., 1996.
Этическая мысль. Научно-публицистические чтения. –М., 1992.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.
Как вы понимаете значение такого этического понятия как «нравственный
идеализм»?
Как вы понимаете значение терминов (понятий): духовность и соборность?
Каково место идеала в системе морали?
В чём выражается абсолютность и идеальность морального идеала?
Что такое удовольствие?
Что такое польза и добродетель?
Как вы понимаете значение термина милосердие?
Что общего и отличительного в понятиях милосердие, гуманизм, любовь?
Литература
Гегель Г.В.Ф. Философия права. – М., 1990.
Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. – М.: Гардарика, 1998. –472.
Дробницкий О.Г. Понятие морали. – М., 1974.
Кобликов А.С. Юридическая этика. Учебник для вузов. – М.: Инфра-М. -
«Норма», 1999. -320 с
Кант И. Основы метафизики нравственности. – М., 1965.
Кондрашов В.А. Этика. – М.: Школа-Пресс__________, 1999.
Мур Дж. Принципы этики. – М., 1984. – С. 275-323.
Сартр Ж.П. Экзистенциализм – это гуманизм// Сумерки богов. – М., 1090.
|
|
Соловьёв В.С. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории
(Краткая повесть об Антихристе)//Соловьёв В.С. Соч. В 2 т. – М, 1988. Т.2 –
С. 736-761.
Соловьёв Э.Ю. Личность и право/ Соловьёв Э.Ю. Прошлое толкует нас:
Очерки по истории философии и культуры. – М.: 1991, -С.403-431.
Франк С.Л. Крушение кумиров// Франк С.Л. Сочинения. – М., 1990. – С.144-
161.
Фромм Э. Ситуация человека – путь к гуманистическому психоанализу//
Проблемы человека в западной философии. – М., 1988. –С.443-482.
Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 1990.
Швейцер А. Культура и этика//Благоговение перед жизнью. – М., 1992.
(Дополнительные материалы к теме № 6)