Цель.
Изучить, каким образом мораль побуждает личность выполнять моральные заповеди,
а врача требования медицинской этики. Обсудить, почему врач обязан быть высоконравственной личностью и соблюдать требования медицинской этики, почему от этого зависит благополучие, а иногда и жизнь пациентов.
Задачи.
Рассмотреть закономерности становления моральной ответственности в развитии общества и личности, преломление этих закономерностей в деятельности врача. Обсудить, какими качествами должна обладать личность современного врача и каково личностное своеобразие современного пациента.
Вопросы для повторения.
1. Каким образом золотое правило нравственности может преломляться в профессиональной деятельности врача.?
2. Какие этические ограничения на деятельность врача накладывал Гиппократ?
Вопросы для подготовки к занятию и опроса.
1. Этапы филогенеза и онтогенеза моральной ответственности. Формирование моральной ответственности в процессе становления личности ребёнка. Честь – стыд, долг – совесть, достоинство как морально-психологические побудители поступков. Уровни моральной ответственности и мера внутренней свободы личности. Моральный поступок: мотив, цели, средства, результат. Эмоциональное и рациональное, сознательное и бессознательное в моральном поступке. Моральные установки. Моральный выбор и моральный конфликт. Ситуации морального выбора в деятельности врача.
2. Эталон личности врача. Противоположность гедонистических и стоических установок. Ценности религиозной этики и профессиональная деятельность врача. Врачебная честь. Этика долга И. Канта и И. Бентама. Медицинская деонтология – этика врачебного долга. Принцип утилитаризма в современной медицинской этике.
3. Этикет в профессиональном и повседневном поведении врача. Речь, манеры, внешний вид врача. Взаимоотношения врача с коллегами. Отношение врача к учителю. Врач и средний медицинский персонал. Нравственные проблемы деятельности врача в современных социальных условиях и экстремальных ситуациях. Социальная справедливость и медицина.
4. Личность больного. Типы отношения больного к своему заболеванию. Отношение больного к врачам. Образ идеального врача в представлении больного. Образ идеального больного в представлении врача. Доверие пациента в лечебном взаимодействии.
Вопросы для обсуждения и тестовые задания
1. Была ли у Гиппократа совесть?
2. Может ли честь врача быть в конфликте с его совестью?
3. Какая из форм моральной ответственности побуждает врача в большей степени к заботе о пациенте, долг или личное достоинство?
4. Почему врач-алкоголик может быть опасен для пациентов?
5. Почему сильные гедонистические склонности мешают врачу хорошо выполнять свои обязанности?
6. Должен ли современный врач быть стоиком?
1) Честь врача- это форма моральной ответственности, побуждением которой является:
а) самоуважение;
б) признание заслуг со стороны коллег и пациентов;
в) благо больного.
2) Врачебный долг- это такая форма моральной ответственности, побуждением которой является:
а) самоуважение;
б) признание со стороны коллег и пациентов;
в) благо больного.
3) Следование золотому правилу нравственности в работе врача заключается в том, чтобы:
а) лечить больного так, чтобы получить от него благодарность;
б) лечить так, чтобы оправдать ожидания больного;
. в) лечить больного так, как врач хотел бы, чтобы лечили его самого.
4) Милосердие – это:
а) пассивное сочувствие;
б) активное деятельное сострадание;
в) непричинение вреда.
5) Альтруизм – это:
а) бескорыстное и самоотверженное служение;
б) помощь, стимулируемая желанием получить в результате выгоду;
в) безразличное отношение к человеку.
6) Этическая модель поведения, востребованная западной биомедицинской этикой, в которой оценка поступка даётся по его предметному результату:
а) эвдемонизм;
б) этика долга Канта;
в) утилитаризм.
7) В высказывании Галена: «…личность, которая хочет стать врачом, не только презирает богатство, но она в крайней степени приучена к перегрузкам, любит напряжённый ритм работы. Нельзя и представить себе, что такая работа может позволить себе напиваться, объедаться, предаваться усладам Венеры, короче говоря, служить своей нижней части тела», - осуждаются:
а) стоические устремления;
б) альтруистические устремления;
в) гедонистические устремления.
8) От неврастенического типа больных медицинский работник должен ожидать:
а) безразличия;
б) благодарности;
в) вспышки гнева и раздражения.
9) Стремление выставлять напоказ своё болезненное состояние, демонстрировать своё особое право на внимание медицинских работников, свойственно типу пациентов:
а) тревожный;
б) эгоцентрический;
в) меланхолический.
10) Сочувствия окружающих, внимания к рассказам о деталях и особенностях их болезненного состояния ждут больные типа:
а) ипохондрического;
б) анозогнозического;
в) обессивно-фобического.
11) Извиняющийся, стеснительный, застенчивый стиль поведения свойственен типу больных:
а) эйфорическому;
б) сенсетивному;
в) эгоцентрическому.
12) Чрезмерная мнительность, ожидание неблагоприятного исхода, осложнений, усиленный интерес к результатам обследования свойственны типу больных:
а) тревожный;
б) апатический;
в) гармоничный.
13) От болезни уходят в работу больные типа:
а) ипохондрического,
б) эйфорического;
в) эргопатического.
14) Тип больных, уверенных в том, что болезнь является результатом чьего-то злого умысла, подозрительно относящийся к медицинским работникам:
а) сенсетивный;
б) меланхолический;
в) паранойяльный.
15) Пессимизм свойственен типу больных:
а) анозогнозическому
б) меланхолическому;
в) эйфорическому.
16) Нарушение больничного режима, легкомысленное отношение к своей болезни
свойственно пациентам типа:
а) обессивно – фобическому;
б) паранойяльному;
в) эйфорическому.