Тема 2. Моральная ответственность врача. -3часа

Цель.

Изучить, каким образом мораль побуждает личность выполнять моральные заповеди,

а врача требования медицинской этики. Обсудить, почему врач обязан быть высоконравственной личностью и соблюдать требования медицинской этики, почему от этого зависит благополучие, а иногда и жизнь пациентов.

Задачи.

Рассмотреть закономерности становления моральной ответственности в развитии общества и личности, преломление этих закономерностей в деятельности врача. Обсудить, какими качествами должна обладать личность современного врача и каково личностное своеобразие современного пациента.

Вопросы для повторения.

1. Каким образом золотое правило нравственности может преломляться в профессиональной деятельности врача.?

2. Какие этические ограничения на деятельность врача накладывал Гиппократ?

Вопросы для подготовки к занятию и опроса.

1. Этапы филогенеза и онтогенеза моральной ответственности. Формирование моральной ответственности в процессе становления личности ребёнка. Честь – стыд, долг – совесть, достоинство как морально-психологические побудители поступков. Уровни моральной ответственности и мера внутренней свободы личности. Моральный поступок: мотив, цели, средства, результат. Эмоциональное и рациональное, сознательное и бессознательное в моральном поступке. Моральные установки. Моральный выбор и моральный конфликт. Ситуации морального выбора в деятельности врача.

2. Эталон личности врача. Противоположность гедонистических и стоических установок. Ценности религиозной этики и профессиональная деятельность врача. Врачебная честь. Этика долга И. Канта и И. Бентама. Медицинская деонтология – этика врачебного долга. Принцип утилитаризма в современной медицинской этике.

3. Этикет в профессиональном и повседневном поведении врача. Речь, манеры, внешний вид врача. Взаимоотношения врача с коллегами. Отношение врача к учителю. Врач и средний медицинский персонал. Нравственные проблемы деятельности врача в современных социальных условиях и экстремальных ситуациях. Социальная справедливость и медицина.

4. Личность больного. Типы отношения больного к своему заболеванию. Отношение больного к врачам. Образ идеального врача в представлении больного. Образ идеального больного в представлении врача. Доверие пациента в лечебном взаимодействии.

Вопросы для обсуждения и тестовые задания

1. Была ли у Гиппократа совесть?

2. Может ли честь врача быть в конфликте с его совестью?

3. Какая из форм моральной ответственности побуждает врача в большей степени к заботе о пациенте, долг или личное достоинство?

4. Почему врач-алкоголик может быть опасен для пациентов?

5. Почему сильные гедонистические склонности мешают врачу хорошо выполнять свои обязанности?

6. Должен ли современный врач быть стоиком?

1) Честь врача- это форма моральной ответственности, побуждением которой является:

а) самоуважение;

б) признание заслуг со стороны коллег и пациентов;

в) благо больного.

2) Врачебный долг- это такая форма моральной ответственности, побуждением которой является:

а) самоуважение;

б) признание со стороны коллег и пациентов;

в) благо больного.

3) Следование золотому правилу нравственности в работе врача заключается в том, чтобы:

а) лечить больного так, чтобы получить от него благодарность;

б) лечить так, чтобы оправдать ожидания больного;

. в) лечить больного так, как врач хотел бы, чтобы лечили его самого.

4) Милосердие – это:

а) пассивное сочувствие;

б) активное деятельное сострадание;

в) непричинение вреда.

5) Альтруизм – это:

а) бескорыстное и самоотверженное служение;

б) помощь, стимулируемая желанием получить в результате выгоду;

в) безразличное отношение к человеку.

6) Этическая модель поведения, востребованная западной биомедицинской этикой, в которой оценка поступка даётся по его предметному результату:

а) эвдемонизм;

б) этика долга Канта;

в) утилитаризм.

7) В высказывании Галена: «…личность, которая хочет стать врачом, не только презирает богатство, но она в крайней степени приучена к перегрузкам, любит напряжённый ритм работы. Нельзя и представить себе, что такая работа может позволить себе напиваться, объедаться, предаваться усладам Венеры, короче говоря, служить своей нижней части тела», - осуждаются:

а) стоические устремления;

б) альтруистические устремления;

в) гедонистические устремления.

8) От неврастенического типа больных медицинский работник должен ожидать:

а) безразличия;

б) благодарности;

в) вспышки гнева и раздражения.

9) Стремление выставлять напоказ своё болезненное состояние, демонстрировать своё особое право на внимание медицинских работников, свойственно типу пациентов:

а) тревожный;

б) эгоцентрический;

в) меланхолический.

10) Сочувствия окружающих, внимания к рассказам о деталях и особенностях их болезненного состояния ждут больные типа:

а) ипохондрического;

б) анозогнозического;

в) обессивно-фобического.

11) Извиняющийся, стеснительный, застенчивый стиль поведения свойственен типу больных:

а) эйфорическому;

б) сенсетивному;

в) эгоцентрическому.

12) Чрезмерная мнительность, ожидание неблагоприятного исхода, осложнений, усиленный интерес к результатам обследования свойственны типу больных:

а) тревожный;

б) апатический;

в) гармоничный.

13) От болезни уходят в работу больные типа:

а) ипохондрического,

б) эйфорического;

в) эргопатического.

14) Тип больных, уверенных в том, что болезнь является результатом чьего-то злого умысла, подозрительно относящийся к медицинским работникам:

а) сенсетивный;

б) меланхолический;

в) паранойяльный.

15) Пессимизм свойственен типу больных:

а) анозогнозическому

б) меланхолическому;

в) эйфорическому.

16) Нарушение больничного режима, легкомысленное отношение к своей болезни

свойственно пациентам типа:

а) обессивно – фобическому;

б) паранойяльному;

в) эйфорическому.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: