И объему подготовки по дисциплине

Кол-во часов Форма обучения, вид занятия, раздел, тема и краткое содержание
Очная форма обучения
  Лекции
  Раздел 1. Предмет, проблемы и задачи педагогической психологии
  1.1. Предмет и основные категории педагогической психологии. Учение, обучение, воспитание и развитие: соотношение категорий педагогической психологии. Образовательная среда.
  1.2. Основные проблемы и задачи педагогической психологии.Психологическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса как основная задача педагогической психологии. Актуальные проблемы психологического обеспечения образования: формирование психологической культуры субъектов педагогического процесса, обеспечение психологической безопасности образовательной среды, психологическое обоснование педагогических технологий, психологическая оценка дидактических средств и систем.
  Раздел 2. Психология личности и деятельности педагога
  2.1. Психология педагогической деятельности и педагогического общения. Компоненты педагогической деятельности. Педагогические способности: модели педагогических способностей. Индивидуальный стиль деятельности педагога по Н.А.Аминову: ориентация на развитие и ориентация на результат. Стили педагогического общения. Психология педагогического воздействия. Виды педагогических воздействий и их эффективность. Психологические проблемы отметки и оценки.
  2.2. Проблемы личностного развития учителя в процессе профессиональной деятельности.Развитие личности педагога в процессе профессионализации. Профессиональные деформации личности педагога. Особенности педагогической деятельности, обуславливающие ее напряженность. Эмоциональное сгорание, факторы его возникновения и стратегии преодоления.
  Раздел 3. Психология воспитания
  3.1. Методологические проблемы психологии воспитания в зарубежной психологии. Направления философии воспитания относительно осмысления целей, лежащих в основе воспитательных систем, и методов их достижения. Сциентистско-технократическое направление философии воспитания (Б.Скиннер). Когнитивное развитие как основа формирования морального сознания (Ж.Пиаже, Л.Кольберг). Гуманистическое направление (А. Маслоу, К. Роджерс).
  3.2. Постановка цели и задач воспитания в отечественной психологии. Направления воспитания в трудах Л.С.Выготского: нравственное и эстетическое воспитание, воспитание чувств. Обесценивание идеи развития личности в советской психологии. Проблема понимания развития личности на современном этапе становления педагогической психологии. Современные воспитательные концепции личностной ориентации.
  3.3. Психологические механизмы формирования личности в разных социальных институтах. Проблема десубъективации и дегуманизации личности в коллективе. Психолого-педагогические факторы воспитания детей в семье. Стили и стратегии воспитания. Практики семейного воспитания детей.
  Раздел 4. Психология обучения
  4.1. Основные категории психологии обучения. Теория учебной деятельности.Понятия обучения, учения, научения и учебной деятельности. Виды и механизмы научения. Структура учебной деятельности. Место и значение учебной деятельности в онтогенезе. Мотивация учебной деятельности. Генезис познавательной активности и учебной мотивации в онтогенезе. Активизация учебной и познавательной деятельности.
  4.2. Современные модели и концепции обучения. Концепция развивающего обучения. Соотношение обучения и развития. Принципы развивающего обучения В.В.Давыдова и Л.В.Занкова. Проблема содержательного обобщения в обучении. Проблема цели развития в обучении. Принцип дифференциации и интеграции в развитии. Актуальные вопросы и трудности развивающего обучения. Психологические теории формирования понятий.
  4.3. Развивающие модели обучения: программированное, проблемное и личностно-ориентированное обучение. Основные категории проблемного обучения: проблема, задача, проблемная ситуация. Варианты организации проблемного обучения, реализация принципа состязательности. Теоретические основы и организация программированного обучения. Эффективность использования и место компьютера в учебном процессе. Метод проектов как инновационная технология образования. Личностно-ориентированное обучение. Человекоцентрированный подход к образованию К.Роджерса. Учет потребностей личности в процессе разработки содержания и форм обучения. Требования к разработке дидактического обеспечения личностно-ориентированного процесса.
  Практические занятия /семинары
  Раздел 2. Психология личности и деятельности педагога
  Педагогические способности.Личностные особенности, обеспечивающие эффективность педагогической деятельности. Изучение способностей студентов к педагогической деятельности, используя отобранные средства диагностики (по 2-3 методикам), обработка, заключение.
  Эмоциональное выгорание, стратегии его преодоления и профилактики.Обследование педагога с помощью опросника МВI (К. Маслач и С. Джексон) и методики диагностики уровня эмоционального выгорания (В.В.Бойко), обработка, заключение. Рекомендации для педагога, направленные на профилактику эмоционального выгорания. (до занятия - конспект статьи: Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. – 1994.- №6. – С. 57-64.)
  Коллоквиум по разделу 2
  Раздел 3. Психология воспитания
  Стили и стратегии семейного воспитания. Методики диагностики.Обследование родителей ребенка по методике АСВ, тесту-опроснику Варга-Столина, методике PARI, методике «Портрет моего ребенка» А.С.Спиваковской (до занятия). Обработка результатов, написание заключения и рекомендации.
  Стили и стратегии семейного воспитания как фактор развития личности.Просмотр кинофильма «Пенелопа». Анализ стратегий, средств и факторов семейного воспитания, их влияния на развитие личности.
  Коллоквиум по разделу 3
  Раздел 4. Психология обучения
  Реализация личностно-ориентированного подхода в образовании.Просмотр кинофильма «Нас приняли». Анализ реализации личностно-ориентированного подхода в зарубежном образовании.
  Развивающее обучение. Теория поэтапного формирования умственных действий. На основе теории поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина разработка программ формирования у учащихся конкретных действий (до занятия). Защита разработанных программ.
  Развивающее обучение. Разработка уроков по предмету в соответствии с различными моделями обучения и их апробация на группе. Подбор игр и упражнений, способствующих развитию учащихся или воспитанников (до занятия). Отработка игр в группе.
  Коллоквиум по разделу 4
  Итоговая контрольная работа по всему объему дисциплины
  Лабораторные занятия учебным планом не предусмотрены
Заочная форма обучения
  Лекции
  Раздел 1. Предмет, проблемы и задачи педагогической психологии
  Предмет и основные категории педагогической психологии. Учение, обучение, воспитание и развитие: соотношение категорий педагогической психологии. Основные проблемы и задачи педагогической психологии.
  Раздел 2. Психология личности и деятельности педагога
  Психология педагогической деятельности и педагогического общения. Компоненты педагогической деятельности. Педагогические способности: модели педагогических способностей. Психология педагогического воздействия. Виды педагогических воздействий и их эффективность. Психологические проблемы отметки и оценки.Проблемы личностного развития учителя в процессе профессиональной деятельности.
  Раздел 3. Психология воспитания
  Методологические проблемы психологии воспитания в зарубежной психологии. Направления философии воспитания относительно осмысления целей, лежащих в основе воспитательных систем, и методов их достижения. Сциентистско-технократическое направление философии воспитания (Б.Скиннер). Когнитивное развитие как основа формирования морального сознания (Ж.Пиаже, Л.Кольберг). Гуманистическое направление (А. Маслоу, К. Роджерс).
  Раздел 4. Психология обучения
  Основные категории психологии обучения.Понятия обучения, учения, научения и учебной деятельности. Соотношение обучения и развития. Принципы развивающего обучения В.В.Давыдова и Л.В.Занкова.Развивающие модели обучения: программированное, проблемное и личностно-ориентированное обучение.
  Практические занятия /семинары
  Раздел 2. Психология личности и деятельности педагога
  Эмоциональное выгорание, стратегии его преодоления и профилактики.Обследование педагога с помощью опросника МВI (К. Маслач и С. Джексон) и методики диагностики уровня эмоционального выгорания (В.В.Бойко), обработка, заключение. Рекомендации для педагога, направленные на профилактику эмоционального выгорания. (до занятия - конспект статьи: Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. – 1994.- №6. – С. 57-64.)
  Раздел 3. Психология воспитания
  Стили и стратегии семейного воспитания. Методики диагностики.Обследование родителей ребенка по методике АСВ, тесту-опроснику Варга-Столина, методике PARI, методике «Портрет моего ребенка» А.С.Спиваковской (до занятия). Обработка результатов, написание заключения и рекомендации.
  Раздел 4. Психология обучения
  Развивающее обучение. Разработка уроков по предмету в соответствии с различными моделями обучения и их апробация на группе. Подбор игр и упражнений, способствующих развитию учащихся или воспитанников (до занятия). Отработка игр в группе.
  Лабораторные занятия учебным планом не предусмотрены
     

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: