Вопрос Понятие, признаки и сущность государства

Государство - это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определённой территории.
Государство - это выделившаяся из общества и обусловленная его социально-экономическим укладом, традициями, культурой политическая организация суверенной публичной власти. Возникнув как продукт эмпирической (опытной) социальной жизнедеятельности, государство не совпадает с обществом и выступает по отношению к нему управляющей системой. Эта система имеет собственную внутреннюю логику развития, чёткую структурную организацию (которая оттачивалась на протяжении тысячелетий), специфический механизм взаимодействия структурных элементов. Таким образом, государство - самодостаточная система, обладающая собственной природой, сущностью, формой.

Государство характеризуют следующие признаки, отличающие его как от догосударственных, так и негосударственных организаций:
1) наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны (государство обязательно обладает аппаратом управления, принуждения, правосудия, ибо публичная власть - это чиновники, армия, полиция, суды, а также тюрьмы и другие учреждения);
2) система налогов, податей, займов (выступая основной доходной частью бюджета любого государства, они необходимы для проведения определённой политики и содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальных ценностей и занятых только управленческой деятельностью);
3) территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду, племени, учреждению; в процессе становления первых государств территориальное деление населения, начавшееся в процессе общественного разделения труда, превращается в административно-территориальное; на этом фоне возникает новый общественный институт - подданство или гражданство);
4) право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает её легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т.п.);
5) монополия на правотворчество (издаёт законы, подзаконные акты, создаёт юридические прецеденты, санкционирует обычаи, трансформируя их в юридические правила поведения);
6) монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти);
7) устойчивые правовые связи с населением, проживающим на его территории (гражданство, подданство);
8 ) обладание определёнными материальными средствами для проведения своей политики (государственная собственность, бюджет, валюта и т.п.);
9) монополия на официальное представительство всего общества (никакая иная структура не вправе представлять всю страну);
10) суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях).

В обществе власть может существовать в разных видах: партийная, семейная, религиозная и т. п. Однако властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает лишь государство, которое осуществляет свою высшую власть в пределах собственных границ.

Верховенство государственной власти означает:

а) её безусловное распространение на население и все социальные структуры общества;

б) монопольную возможность применения таких средств воздействия (принуждения, силовых методов, вплоть до смертной казни), которыми не располагают другие субъекты политики;

в) осуществление властных полномочий в специфических формах, прежде всего юридических (правотворческой, правоприменительной и правоохранительной);

г) прерогативу государства отменять, признавать юридически ничтожными акты других субъектов политики, если они не соответствуют установлениям государства.

Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушает границы данного государства или заставляет его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, то говорят о нарушении его суверенитета. А это явный признак слабости данного государства и его неспособности обеспечить собственный суверенитет и национально-государственные интересы. Понятие "суверенитет" имеет для государства такое же значение, что и понятие "права и свободы" для человека;

11) наличие государственных символов - герба, флага, гимна. Символы государства призваны обозначать носителей государственной власти, принадлежность чего-либо к государству. Гербы государства помещают на зданиях, где расположены органы государства, на пограничных столбах, на форменной одежде государственных служащих (военнослужащих и др.). Флаги вывешиваются на тех же зданиях, а также в местах, где проводятся международные конференции, символизируя присутствие на них официальных представителей соответствующего государства и т.д.

Сущность.
Определить сущность явления, значит выявить то главное, что оно определяет, его существование в том или ином виде.

По поводу сущности государства долгое время преобладал классовый подход. Государство являлось машиной или орудием в руках господствующего класса. Разновидностями классового подхода являлись подходы расовый, религиозны, национальный и прочие. В настоящее время все больше распространение получает обще-социальный подход, в соответствии с которым государство призвано находить компромисс между интересами различных слоев и защищать интересы и ценности большинства населения. На сегодняшней день, существует несколько теорий о сущности государства:

1) Теория Плюрализма (Ласки, Даренфорд, Дюверже)- сторонники этой теории рассматривают общество как совокупность страт. Страты создают общественные и компетентные общественные организации, которые продвигают в жизнь интересы то или иной страты пытаются оказать давление на государство.

2) Технократическая (Веблен, Зигфрид)- сторонники данной теории пытаются отграничить технократов от бюрократов. Бюрократы обладают властью исключительно в силу свое принадлежности к аппарату гос-в. Технократы обладают властью в силу своей компетентности знаний и опыта.

Главной идеей данной теории была идея о том что властвовать и управлять государством должны только профессиональный управленцы(менеджеры), только они способны определить действительные потребности общества и находить оптимальные пути для его развития. Технократическая теория очень тесно примыкает к теории элит. Только «элитой» в этой теории выступают ученые люди.

3) Теория элит (Парето, Моска)-Элита в обществе образуется: а) ИЗ ВСЕХ ПРЕУСПЕВАЮЩИХ В ОБЩЕСТВЕ ЛИЦ б) Люди осуществляющие функции публичного управления.

В обществе постоянно идет борьба между элитами за возможность определять политику государства, победившая элита посредством своих членов проводит интересы, которые не всегда совпадают с интересами большинства.

Сторонники теории элит считают что народные массы не в состоянии осуществлять государственную власть и управлять общественными делами, что государственная власть должна бесконтрольно принадлежать верхушке общества - элите. И принадлежать эта власть должна ей пока на смену одной элите не придет другая, более сильная.

4) Юрид. Подход (Кельзен)– государство рассматривается как юр. лицо как персонифицированная нация.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: