НПА - это письменный документ, созданный в результате правотворческой деятельности компетентных органов или всего народа по установлению или признанию норм права, вводящий, изменяющий или отменяющий правила общего характера, который содержит нормы права и направлен на урегулирование определенных общественных отношений.
Признаки:
- это акт нормативного характера, т.е он содержит нормативные предписания;
- это правовой акт т.е. содержит в себе нормы права;
- это акт создаваемы результате правотворческой деятельности государства;
- это акт рассчитан на неопределенный круг лиц и обладает общеобязательностью;
- это акт оформляемый в виде официального документа;
- это акт, в котором нормы права группируются по определенным структурным образованиям (статьи, глвы, разделы).
По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.
Виды правовых актов:
НПА:
- Содержат нормы права;
- Неопределённое количество случаев регулирования;
- Неопределённый круг лиц.
Акты толкования права:
- Разъясняют нормы права;
- Не создают новые нормы.
Акты применения права:
- Являются индивидуальными предписаниями;
- Определённый случай;
- Определённые лица;
- Создаётся на основе НПА.
Классификация законов:
- по юр.силе (конституция, фкз, фз);
- по сфере действия (федеральные, субъектов федерации);
- по субъектам законотворчества (принятые на референдуме или органами гос. Власти);
- по отраслевой принадлежности (конституционные, администаивные, гражданские);
- по внешней форме выражения (конституция, закон, устав);
- по сроку действия (постоянные, временные);
- по кругу лиц (распространяющие свое действие на граждан, иностанцев и лиц без гражданства);
- по времени вступления (непосредственно или с даты указанной в законе).
Подзаконные НПА издаются в пределах компетенции исполнительного органа гос.власти, они не должны потиворечить закону, но могут его конкретизировать, развивать, дополнять. Все подзаконные акты как правило являются актами различных органов исполнительной власти.
По субъектам издания и сфере распространения они подразделяются на:
- общие - это НПА общей компетенции они распространяются на действиена всех лиц опред. Гос-ва. К ним относятся норматворческие предписания высших органов исполнительной власти (Указы и распоряжения президента россии, пост. Распоряж. правительства);
- местные - они издаются территориальными органами гос. Власти и управления или ОМСУ (конституции и уставы суббъектов);
- ведомственные (акты министерства финансов, МВД);
- внутриорганизационные подзаконные НПА (локальные) - это акты издаваемые различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяющиеся на членов данных организаций.
Внешняя структура определяется реквизитами самого акта:
- указание на форму акта (закон, указ, постановление, приказ и т.д.);
- указание на орган его издавший (парламент, министр, местный орган управления и т.д.);
- заголовок, означающий предмет регулирования ("О молодежной политике", "О налогах и сборах" и т.д.);
- дата, место приятия акта, его регистрационный номер - подписи лиц, уполномоченных подписывать нормативные правовые акты.
Внутренняя структура нормативного акта складывается из следующих элементов: статьи, которые подразделяются на такие составные как параграфы, пункты, подпункты, части, абзацы и другие; статьи объединяются в главы, а главы в разделы нормативного правового акта. Некоторые акты имеют преамбулу, в которую не включаются нормативные предписания, но разъясняются цели и мотивы издания акта.
Тексты нормативных правовых актов излагаются на государственном языке. В случае необходимости в одном нормативном акте могут воспроизводиться отдельные положения из нормативных актов более высокой юридической силы, со ссылкой на такие акты.
Понятие, признаки, виды законов.
Закон – это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Законы занимают главное место в системе нормативно-правовых актов.
Их положение определяется следующими основными признаками:
1) законы принимаются высшими представительными органами власти государства в целом или субъекта федерации или непосредственно народом путем референдума. Поэтому данные акты наиболее полно выражают сбалансированную волю общества, обладают представительной природой;
2) законы обладают высшей юридической силой.
Это значит, что содержание всех иных нормативно-правовых актов не должно противоречить законам (если подзаконный акт вступает в противоречие с законом, применяется закон (ст. 120 Конституции РФ), однако в случае противоречия между федеральным законом и нормативно-правовым актом субъекта федерации, изданным в рамках его исключительной компетенции, действует нормативно-правовой акт субъекта федерации).
В случае противоречия закону подзаконный акт должен быть отменен или приведен в соответствие с законом. Никто не вправе отменить или изменить закон, кроме органа, который его принял. Таким образом, верховенство закона отражает закономерную связь между правовыми актами и их соотношение друг с другом в процессе формирования и выражения воли народа как основного источника власти;
3) законы регулируют наиболее важные, социально значимые отношения. В них закрепляется общественный и государственный строй, компетенция центральных звеньев государственного механизма, основные права и свободы граждан и т.д.;
4) законы содержат нормы первичного, основополагающего характера. Все иные нормативные акты призваны детализировать и конкретизировать нормативные установления законов. В них чаще, чем в иных нормативных актах, можно встретить нормы-принципы и нормы-дефиниции. Появление закона, как правило, требует внесения изменений в подзаконные акты. Некоторые законы прямо требуют их конкретизации;
5) законы принимаются, изменяются и отменяются в особом процессуальном порядке.
Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства.
Виды законов:
1) по сфере действия:
а) общефедеральные законы;
б) законы субъектов федерации;
2) по отраслям права:
а) государственно-правовые;
б) уголовно-правовые;
в) гражданско-правовые и т.д.;
3) по субъектам законотворчества:
а) законы, принятые в результате референдума;
б) законы, принятые законодательным органом;
4) по сроку действия:
а) постоянные законы;
б) временные;
5) по степени значимости:
а) конституционные;
6) текущие (обычные).
Конституционные законы закрепляют основы государственного строя и служат юридической базой текущего законодательства.
К ним относятся:
1) конституция как основной закон государства, положение которого в системе действующего законодательства определяется ее учредительным характером (так как она законодательно закрепляет качественно новый этап в развитии общества), верховенством, особым порядком принятия и изменения, а также законы, вносящие в нее дополнения и изменения;
2) федеральные конституционные законы, которые:
а) издаются только по вопросам, предусмотренным конституцией (ч. 1 ст. 108 Конституции РФ), и потому их перечень строго ограничен (законы о чрезвычайном положении, о судебной системе и т.д.);
б) обладают повышенной юридической силой (ч. 3 ст. 76 Конституции РФ);
в) принимаются в особом порядке;
г) на них не может быть наложено отлагательное вето президента.
Особое положение между конституционными и текущими законами занимают основы законодательства.
Из системы действующих законов их выделяют следующие специфические черты:
1) отражая баланс интересов федерального центра и субъектов федерации, они издаются по вопросам их совместной компетенции;
2) будучи крупным кодифицированным актом и обеспечивая согласованность, как текущих законов, так и подзаконных актов, они возглавляют нормативно-правовой комплекс определенной отрасли законодательства или сферы общественной жизни;
3) наряду с базовыми, общими положениями и принципами, непосредственно регулирующими общественные отношения, они содержат и нормативные предписания, требующие конкретизации применительно к особенностям субъекта федерации.
Текущие (обычные) федеральные законы, не обладая особыми свойствами, создаются на основе конституции, федеральных конституционных законов и основ законодательства, выражаются в формах федерального закона или кодекса и регулируют общественные отношения в самых разных сферах общественной жизни.
Среди них особо следует выделить:
1) кодексы – юридически цельные, внутренне согласованные комплексы правовых норм, регулирующие определенные сферы общественной жизни;
2) чрезвычайные законы, принимаемые при экономических или социальных потрясениях.