Сближение спроса и предложения на рабочую силу, снижение безработицы и повышение занятости населения неразрывно связаны с механизмом ГР рынка труда и включают в себя комплекс законодательных, административных, организационных, материальных и психологических мер.
Основными задачами государственной политики в социально-трудовой сфере в 2011-2015 годах является повышение эффективности использования трудовых ресурсов и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда.
Исходя их поставленных задач, определены следующие приоритетные направления политики занятости населения:
создание новых рабочих мест в наукоёмких и высокотехнологичных производствах и сфере услуг;
стимулирование роста занятости в сфере услуг;
создание условий мотивации к высокоэффективному труду и повышение социальной ответственности за результаты своего труда;
повышение гибкости рынка труда за счет совершенствования системы переподготовки кадров;
формирование кадрового потенциала в соответствии с потребностями развития экономики и требованиями нанимателей к качеству рабочей силы;
|
|
создание системы социального страхования населения от безработицы.
Результатами достижения поставленных задач станет рост уровня занятости населения до 80 процентов к трудовым ресурсам, повышение доли работающих в сфере услуг до 58 процентов от общей численности занятых в экономике.
При этом основная цель – не просто обеспечить граждан РБ рабочими местами, а дать возможность максимально эффективно применить свой опыт, квалификацию и способности, открыть собственное дело и гарантировать достойное вознаграждение за достойный труд.
Важнейшими принципами ГР занятости являются:
· равные стартовые возможности для всех граждан страны в реализации права на труд и свободного выбора сферы приложения своего труда;
·обеспечение реальной занятости и содействие мобильности трудовых ресурсов;
·обеспечение трудовой мобильности;
·государственные гарантии рабочим и безработным, социальная защита;
· единонаправленность и координация политики занятости с экономической и социальной политикой государства, профсоюзов и работодателей с органами государственного управления;
·сочетание мероприятий местных органов власти в области занятости с централизованными мероприятиями;
· межреспубликанское и международное сотрудничество в решении проблем занятости.
Главные цели и задачи в области регулирования занятости должны соответствовать требованиям, установленным Международной организацией труда (МОТ) и Международным бюро труда (МБТ) по вопросам занятости, а также сложившимся в стране соц-эк условиям и внутреннему законодательству.
|
|
Меры государственного воздействия, направленные на разрешение проблем занятости населения: расширение сфер занятости, сохранение рабочих мест и ввод новых, выплату пособий по безработице и т.д. Они делятся на активные и пассивные.
Активные меры направлены на решение проблемы безработицы и повышение уровня занятости: создание рабочих мест, общественные работы, субсидирование, льготное налогообложение, кредитование, льготы по обеспечению материальными ресурсами, гарантийный сбыт продукции, гибкие режимы рабочего времени и т.д. Другими словами, в результате этих мер спрос на рабочую силу увеличивается.
К активным мерам ГР относятся и те, что приводят к сокращению предложения рабочей силы: увеличение продолжительности школьного образования, расширение дневной формы обучения, увеличение продолжительности отпусков по уходу за ребенком, ежегодных отпусков и другие.
В зависимости от складывающейся на рынке труда ситуации активные меры могут обеспечить сокращение спроса на рабочую силу (налог на использование трудовых ресурсов, выплаты за прием на работу и др.) и увеличение предложения рабочей силы.
К пассивным мерам ГР относятся ассигнования на выплату пособий по безработице, частичному возмещению безработным их потерь в доходах. Пассивные меры предусматривают два подхода к организации материальной помощи безработным: создание системы социального страхования и вспомоществования.
Система страхования по безработице является основным источником оказания материальной помощи безработным более чем в 80% развитых стран с рыночной экономикой. Страховые пособия по безработице предоставляются в соответствии с законодательством. Вспомоществование осуществляется в виде помощи (пособия, выплаты).
Регулирование рынка труда, занятости населения в Республике Беларусь осуществляют Министерство труда и социальной защиты и входящие в его структуру гос служба занятости Беларуси, гос инспекция труда и гос миграционная служба.
гос служба занятости включает в себя: Главное управление политики службы занятости Министерства труда и социальной защиты; управления областных служб занятости; городские и районные центры занятости, районные отделения городских центров занятости; информационные центры по профессиональной подготовке, повышению квалификации и переподготовке безработных, их филиалы.
Основными направлениями регулирования занятости в Республике Беларусь являются:
оказание помощи в трудоустройстве и материальная поддержка незанятого населения;
профессиональная подготовка и переподготовка незанятого населения, совершенствование системы профессиональной ориентации;
бронирование (квотирование) и создание рабочих мест на действующих предприятиях и в организациях для трудоустройства граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда (инвалидов, молодежи, женщин и др.) с частичной компенсацией затрат на эти цели из средств Государственного фонда занятости;
развитие информационно-справочной сети, обеспечивающей учет спроса и предложения рабочей силы на рынке труда;
разработка программ, предусматривающих конкретные меры по совершенствованию регуляторов рынка труда и занятости населения в республике:
создание рабочих мест в перспективных конкурентоспособных отраслях и в сфере обслуживания населения и производства;
эффективная поддержка малого и среднего предпринимательства;
развитие системы адресно-ориентированной переподготовки кадров в соответствии с потребностями народного хозяйства и структурной перестройкой экономики;
|
|
формирование мотивационных стимулов к труду;
углубление и расширение социальной защиты безработных, других групп населения, нуждающихся в поддержке на рынке труда (пособия, льготы, общественные работы, квота для определенных групп населения, профессиональная подготовка для впервые вышедших на рынок труда);
совершенствование налогообложения предприятий, создающих новые рабочие места.
Важнейшим документом, отражающим комплекс мер по реализации государственной политики в сфере занятости, является гос программа содействия занятости населения РБ, разрабатываемая на конкретный период (как правило, очередной год). Ее основные параметры рассчитываются на основе годового прогноза соц-эк развития РБ.
Основная цель Программы – о существление практических мер, направленных на создание новых рабочих мест и обеспечение равных возможностей для трудоустройства граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда; организация профессиональной подготовки и переподготовки; содействие предпринимательской инициативе и поддержка самозанятости безработных граждан; развитие системы общественных работ; обеспечение целевой поддержки и социальной защиты граждан, временно потерявших работу.
На основе Государственной программы занятости местные органы власти разрабатывают региональные программы. Начиная с 1998 г., в республике разрабатываются отраслевые и региональные программы создания новых рабочих мест.
Финансовой основой осуществления мер по регулированию занятости в Республике Беларусь являются ресурсы Фонда социальной защиты населения. Они используются для выплаты пособий по безработице и проведения мероприятий по содействию занятости. Используются также и бюджетные средства.
В Республике Беларусь гос политика занятости, ее правовое регулирование выражены в ряде законодательных актов и, прежде всего, в Конституции РБ и Кодексе законов о труде РБ, в Законах «О занятости населения», «О мерах по социальной защите населения и регулированию оплаты труда», «О пенсионном обеспечении», «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС» и других.
|
|
В условиях становления рыночных отношений программно-целевой метод постоянно задействован для решения важнейших проблем на всех уровнях управленческой иерархии.