Предмет и задачи педагогической психологии

Раздел 2. Возрастная и педагогическая психология

Тема 1. Предмет, задачи и методы возрастной и педагогической психологии

Возрастная и педагогическая психология — две отрасли психологической науки, тесно взаимодействующие между собой, что определено общим объектом их изучения - развивающимся человеком и центральной проблемой научного анализа — поиском ответа на вопрос о роли наследственности и среды в формировании психики человека.

Предмет и задачи возрастной психологии.

Возрастная психология как более или менее обособленная отрасль психологической науки, возникшая в конце XIX в., направлена на выявление возрастных особенностей и динамики

процесса психического развития личности в течение жизни.

Таким образом, предметом возрастной психологии как научной дисциплины является изучение фактов и закономерностей психического развития человека в онтогенезе.

Главная задача возрастной психологии:

- раскрыть предпосылки, условия и движущие силы психического развития человека с момента рождения до глубокой старости,

- описать динамику развития отдельных психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных) и свойств формирования качеств личности, возрастных и индивидуальных особенностей деятельности и общения.

Структура возрастной психологии.

К настоящему времени, с учетом сложившейся в нашей стране системы обучения и воспитания, внутри самой возрастной психологии четко обозначились подразделы:

- психология дошкольника (часто называемая детской психологией),

- психология младшего школьника,

- психология подростка,

- психология старшего школьника (или ранней юности),

- психология взрослого человека,

- психология преклонного возраста (геронтопсихология).

Возрастная психология оперирует такими понятиями как "возраст" и "детство".

Возраст (возрастной период) – это цикл развития, имеющий свою структуру и динамику.

Детство – ранние периоды развития человека.

Предмет и задачи педагогической психологии

Педагогическая психология изучает строение, свойства и закономерности процесса учения.

Центральная проблема (задача):

- выявление условий, обеспечивающих успешное усвоение знаний и умений, дающих высокий развивающий и воспитывающий эффект обучения.

А также:

- изучение возрастных возможностей детей.

Объекты педагогической психологии: процессы учения и воспитания.

Во всех теориях объект один, а предметы разные.

Предметом педагогической психологии является изучение психологических закономерностей обучения и воспитания, как со стороны обучаемого, воспитуемого, так и со стороны того, кто это обучение и воспитание организует, т.е. со стороны педагога, воспитателя.

З адачи педагогической психологии:

- изучение основных психологических закономерностей формирования единого педагогического процесса и управления, выявление психологических резервов его совершенствования,

- изучение разумного сочетания индивидуальных и коллективных форм обучения и воспитания,

- создание психологического климата в образовательном учреждении, который поддерживал бы психологическое здоровье всех субъектов взаимодействия (учащихся, учителей, родителей).

Отмечая несомненные успехи и достижения отечественной возрастной и педагогической психологии, хотелось бы сразу обратить внимание и на некоторые негативные явления в практике обучения и воспитания. Так, например, бихевиористский (чисто поведенческий) подход к процессу обучения приводит к попытке напрямую связать методы учебной работы учителя и знания детей без учета промежуточного звена - деятельности самих учеников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: