ВНИМАНИЕ:
1. расширяется круг предметов, их признаков, действий с ними, на которых сосредотачивается ребёнок;
2. сосредоточение на выполнении несложных инструкций, на слушание литературных произведений, внимателен к слову, речи;
3. начинают складываться предпосылки произвольного внимания под влиянием речи (слово – средство организации внимания);
4. внимание слабо концентрировано (может выполнять интересную деятельность 8-10 мин., как только пропадает новизна – угасает и внимание)), неустойчиво (скользит по поверхности), трудности переключения, малый объём.
ВОСПРИЯТИЕ:
Не совершенно, ребёнок не может последовательно осмотреть предмет, выделить его свойства. Выхватывается какой-то один яркий признак, эмоциональна реакция на него и УЗНАВАНИЕ (рассматривание фотографий, картинок не зависимо от расположения).
Цветвоспринимается детьми труднее, чем форма и величина, т.к. она не связана с выполнением действий.
Восприятие связано ситуацией, т.е. тем, что ребёнок непосредственно воспринимает.
|
|
1. складывается новый тип внешних ориентировочных действий – примеривание, затем – зрительное соотнесение предметов по их признакам (ребёнок выполняет задание – выбор по образцу). Значительные трудности, если предметы имеют сложную форму, много частей или разнообразно раскрашены.
Сначала дети подбирают предметы по форме, затем по величине и потом по цвету;
2. возникают представления о свойствах предметов, но не использует слова, обозначающие признаки предметов, т.к. для называния свойства нужно отвлечься от действия, которое можно выполнить с предметом;
3. освоение свойств предметов определяется из значимостью в практической деятельности;
4. развитие фонематического слуха, (к 2 годам ребёнок воспринимает все звуки родного языка).
ПАМЯТЬ:
1. обогащение содержания представлений о предметах (связано с развитием деятельности, движений);
2. возрастает объём и прочность сохранения материала (на 2-м году ребёнок узнаёт знакомого человека через 1,5-2 мес., на 3-м г. через год);
3. появление воспроизведения объектов в их отсутствии (что-то вспоминается)
4. развивается словесно-смысловая память (ребёнок реагирует на значение слова, но не на интонацию).
5. связанность с эмоциональным развитием.
МЫШЛЕНИЕ:
1. возникает и функционирует в предметной деятельности;
Задачи решаются ребёнком в практической деятельности и в процессе предметных действий: орудийных и соотносящих (т.к. ребёнок не может действовать в плане представлений).
2. постепенно ребёнок начинает не просто усваивать связи между предметами, а САМ их открывает – возникает наглядно-действенное мышление.
|
|
3. развиваются орудийные действия, где анализируют не только свойства предметов, но и условия, в которых решается задача (мячик закатился ТАК далеко, что короткой палкой его не достать). Ребёнок начинает понимать, что при помощи одного предмета можно воздействовать на другой;
4. Наглядно-действенное мышление характеризуется отвлеченностью (выделение только главного признака в орудии) и обобщённостью (одно и то же орудие используется для решения целого ряда задач). Предпосылки наглядно-образного мышления;
5. включение речи в процесс мышления организует его, придавая целенаправленность (под влиянием речи ребёнок быстрее от проб переходит к результативным действиям). Возникают первые вопросы на установление скрытых связей и отношений (почему?);
6. начинают складываться мыслительные операции: сравнение и обобщение (в процессе овладения орудийными действиями);
К концу раннего возраста формируется знаково-символическая функция сознания (использование заместителей).