Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы

«Профессиональная этика» относится к профильным, специальным дисциплинам, изучаемым в высших образовательных заведениях. Ее целевая направленность состоит в формировании, развитии и закреплении у студентов профессионального отношения к избранному делу, профессиональной чести и профессионального долга, нравственных основ осуществления будущей практической деятельности, стойкого иммунитета к профессионально-нравственной деформации.

Преподавание дисциплины «Профессиональная этика» призвано обеспечить:

- глубокое изучение студентами разработанных философскими науками этических понятий и категорий, лежащих в основе профессиональной морали юристов;

- уяснение студентами нравственных ценностей и особенностей их проявления в деятельности сотрудников различных служб и подразделений;

- обучение студентов элементам межличностного, повседневного общения;

- формирование у студентов устойчивых умений и первоначальных навыков соблюдения служебного этикета в конкретных ситуациях.

Структура курса «Профессиональная этика» включает две части:

1. общетеоретическую, которая рассматривает вопросы о предмете этики как науки, о происхождении и сущности морали, о великих этических концепциях, о содержании основных этических категорий;

2. непосредственно профессиональную, изучающую понятие, структуру и принципы профессиональной морали юристов, соотношение морали и права, содержание и особенности профессионально-нравственного сознания, профессиональной культуры, чести и долга, этические аспекты деятельности сотрудников различных служб и подразделений. Кроме того, поскольку профессия сотрудников правоохранительных органов относится к коммуникативным, т.е. реализуется только в общении, то представителям данной сферы важно знать общечеловеческие принципы и правила общения, обладать навыками их применения в служебной деятельности и внеслужебном поведении.

Изучение курса «Профессиональная этика» базируется на основных положениях этических учений представителей философской мысли различных эпох о сущности морали – Аристотеля, Эпикура, Спинозы, Конфуция, Канта, Гегеля, а также на положениях основных международных и российских правовых актов, являющихся источниками как служебного, так и морального долженствования в сфере профессиональной деятельности юристов.

Применительно к деятельности юристов нормы и принципы профессиональной морали нормативно закреплены в различных законах, приказах, постановлениях и т.д. Поэтому особенное внимание слушателям необходимо уделить изучению таких международных документов, как «Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка», «Всеобщая декларация прав человека», а также основных внутригосударственных, российских нормативно-правовых актов: Конституция РФ, «О государственной службе РФ», Присяга судей РФ, Кодекс судейской этики, а также нормативно-правовым документам, регулирующим деятельность конкретных служб и подразделений.

Эффективность усвоения студентами данной учебной дисциплины зависит от успешности работы на лекциях, семинарах и, конечно, от наличия навыков самостоятельной работы.

Работа студентов на семинаре расширяет кругозор, формирует культуру речи, навыки публичного выступления и интеллектуального общения. Кроме того, семинары – это эффективное средство и одна из форм контроля за качеством усвоения материала, позволяющая обнаружить пробелы в знаниях студентов и внести соответствующие коррективы.

Подготовка студента к семинару – один из основных и трудоемких видов учебной деятельности, эффективность которой во многом зависит от умения пользоваться учебно-методической литературой. План проведения семинарского занятия должен содержать не только перечень вопросов для обсуждения, но и вопросы для самоконтроля, методические рекомендации для подготовки по наиболее сложным проблемам, темы рефератов, список рекомендуемой литературы.

Лекция – это «путеводитель» по тому материалу, которым должен овладеть студент. На лекции освещаются наиболее важные и проблемные вопросы. Работа студента направлена, прежде всего, на восприятие, осмысление и конспектирование информации, предлагаемой лектором.

Конспектирование лекции – сложный труд, требующий от студента определенных навыков. Умело сделанный конспект лекции помогает более глубоко усвоить материал, основательнее подготовиться к семинарским занятиям, зачетам и экзаменам. Не следует пытаться записывать все содержание лекции, т.к. стремясь записать все услышанное, студент не успевает осмысливать получаемую информацию. Для эффективного прослушивания и записи необходимо разбираться в сути излагаемого материала, хотя бы в общих чертах, и владеть навыками быстрого письма. В этом случае студент все внимание уделяет содержанию лекции, выделяя те положения, на которые больше всего обращает внимание лектор интонацией голоса, повторением отдельных суждений, выводов. В связи с этим необходимо отметить особое значение предварительной подготовки к лекции: просмотр записи предыдущей лекции, знакомство с учебными пособиями по данной теме, терминологией и т.д.

Методика конспектирования индивидуальна для каждого студента, хотя можно выделить наиболее употребляемые и целесообразные способы записи лекции:

1. запись лекции ведется в виде кратких тезисов, отражающих основное содержание и логику изложения. Для формирования полных знаний по этой теме необходимо изучение дополнительной литературы;

2. кроме основных тезисов, записываются примеры, доказательства, даты, цифры, имена с пометками в тексте для уяснения основных положений;

3. конспект лекции дополняется собственными мыслями, возникающими в ходе прослушивания ее содержания. Этот способ наиболее эффективен, но он предполагает достаточный уровень общеобразовательной подготовки, способность мыслить творчески.

В процессе совершенствования навыков конспектирования лекций важно выработать индивидуальную систему, научиться сокращать слова и наиболее часто встречающиеся словосочетания.

Внимательно и осмысленно прослушанная лекция, умело и грамотно сделанные записи оказывают существенную помощь студентам в овладении материалом.

Семинарское занятие, его основная цель – развитие мышления, речи, формирование глубоких и прочных знаний. Подготовка по вопросам, выносимым на семинарское занятие, вырабатывает умение самостоятельно и логично мыслить, аргументировано вести дискуссию, навыки работы с научной, дополнительной литературой. Поэтому семинары и систематическая подготовка к ним придают регулярный и планомерный характер самостоятельной работе.

В процессе подготовки к семинарскому занятию следует:

- ознакомиться с вопросами, выносимыми на обсуждение;

- изучить конспект по данной теме;

- прочитать рекомендуемую литературу;

- составить конспект прочитанного.

Рекомендуется составить подробный план своего выступления, ответить на вопросы для самоконтроля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: