Учебное реферирование

1.1 Создайте в портфолио под страницей «Основы ИТ» страницу «Учебный реферат». Примените макет «Один столбец» (Сложный).

1.2 Изучите нижеприведённый материал о реферировании.

Реферирование (написание реферата) рассматривается авторами научных и учебно-методических работ как начальный этап исследовательской, научно-исследовательской, учебно-исследовательской работы. В то же время реферат рассматривается как вид отчётного документа о проведённой студентом или учёным учебной, учебно-исследовательской или научной деятельности (ГОСТ 7.32-2001).

Определения понятия «реферат» в учебно-методических пособиях разделяются на две противоречащих друг другу группы.

Определения первой группы объединяет отнесение реферата к вторичному документу, содержащему краткое изложение первичного документа. Основанием такого подхода является определение ГОСТа 7.9-95. Сторонники такого подхода считают, что, по определению, реферат не должен содержать никаких элементов новизны, и задачи при его написании сводятся к грамотному и логичному изложению основных идей по заданной теме, содержащихся в одном или нескольких источниках, и (при работе с несколькими источниками) к группировке этих идей. Определения понятия «реферат», объединённых в другую группу, объединяет утверждение, что реферат никак не соотносится с вторичным текстом, переписанным из первоисточника. Сторонники такого подхода считают, что реферат - это самостоятельная исследовательская работа, в которой автор приводит различные точки зрения, в том числе собственную, делает обобщённый вывод по теме реферата, предлагает рекомендации.

ГОСТ 7.32-2001 «Отчёт о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления».
ГОСТ 7.9-95 «Реферат и аннотация. Общие требования»: «Реферат – краткое точное изложение содержания документа, включающее основные фактические сведения и выводы, без дополнительной интерпретации или критических замечаний автора реферата...».

КЛАССИФИКАЦИЯ РЕФЕРАТОВ

1 Учебные рефераты 2 Библиографические рефераты (в.ч., учебныедля филологов, библиографов, для всех направлений подготовки при изучении ин. языка)
По способу изложения (вариант классификации): Продуктивные: Реферат-статья, реферат-исследование, реферат-доклад (презентация) Репродуктивные: реферат-экстракт, реферат-свободный конспект, реферат-интерпретация. Вариант классификации по глубине свёртывания: информативные (реферат-конспект), индикативные (реферат-резюме) и смешанные. По цели реферирования: универсальные (общие) и для определённого читателя - специализированные. По содержанию: общие, специализированные (аспектные), сводные. По способу формирования: анкетные (позиционные, аспектные), рефераты телеграфного стиля. По исполнителю: авторские, редакторские, референтские, машинные.
одинаковые классификации и для учебных и для библиографических рефератов
Вариант классификации по способу изложения: реферат-экстракт (цитирование), реферат-свободный конспект (перефразирование), реферат-интерпретация. По количеству реферируемых текстов: монографические, обзорные (сводные). Вариант классификации по глубине свёртывания: краткие, полные, расширенные. По форме представления: текстовые (словесные), табличные, иллюстративные, графические (картированные),смешанные.

3 Научные рефераты Тезисы (материалы) докладов научных совещаний и конференций 4 Научно-информативные рефераты Реферат (автореферат) по диссертации, реферат по НИР, реферат по ВКР 5 Научно-популярные рефераты

Таким образом, учебный реферат может быть продуктивным: кратким (полным, расширенным) текстовым (табличным, иллюстративным, смешанным) монографическим (обзорным) рефератом-статьёй (исследованием, докладом (презентацией)

или репродуктивным: кратким (полным, расширенным) текстовым (табличным, иллюстративным, смешанным) аналитическим (монографическим, обзорным) рефератом-экстрактом (рефератом-свободным конспектом, рефератом-интерпретацией).

Для студентов-филологов и библиографов при изучении профильных предметов, для всех студентов при изучении иностранного языка вариантов учебного реферата можно привести столько же - деление по пяти (но другим - см. таблицу выше) основаниям.

По форме представления учебный реферат может быть традиционным, выполненным на компьютере или рукописно, сохранённым как на электронном, так и на бумажном носителе, и электронным учебным рефератом, выполненным на компьютере и сохранённым вместе с первоисточниками на электронном носителе.

Электронный учебный реферат - предъявление не только результата, но и процесса реферирования, поскольку включает в себя приложение с первоисточниками, в которых отмечены включённые в реферат материалы. Выполняться и храниться электронный реферат может как в режиме онлайн, так и в режиме офлайн. Первый режим предпочтительнее, поскольку не требует загромождения памяти компьютера рефератом и реферируемыми источниками и обеспечивает доступность к тексту студента и преподавателя с любого компьютерного устройства, подключённого к Интернету. Для написания репродуктивных учебных рефератов-экстрактов удобно использовать инструментарий электронных библиотек.

ПРЕИМУЩЕСТВА ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО РЕФЕРАТА

1. Студент может неоднократно возвращаться к реферируемым источникам и неоднократно вносить изменения в текст реферата.

2. Преподаватель видит процесс работы студента на разных этапах реферирования.

3. Возможности научного, методического консультирования со стороны преподавателя возрастают – консультировать студента можно неоднократно и на любом этапе работы.

4. Преподаватель видит, из какого источника взята та или иная информация. В реферате традиционном преподаватель для достижения этой цели должен или в совершенстве знать каждый из использованных при написании реферата источников, или иметь под рукой все эти источники и тратить время для поиска в них текста, без ссылок воспроизведённого в реферате.

5. Снимается вопрос проверки выполненного реферата на наличие плагиата.

6. Экономится бумага, картриджи принтеров для печатания рефератов, экономится место для хранения рефератов.

1.3 Скопируйте изученный материал на созданную страницу в верхнюю ячейку макета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: