Превышение должностных полномочий и присвоение полномочий должностного лица

Статья 286. Превышение должностных полномочий

1. Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, -

2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, -

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены:

а) с применением насилия или с угрозой его применения;

б) с применением оружия или специальных

Статья 288. Присвоение полномочий должностного лица

Присвоение государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершение им в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, -

(в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 96-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Объективная сторона превышения должностных полномочий состоит в совершении общественно опасных действий, явно выходящих за пределы полномочий должностного лица. Для превышения должностных полномочий характерно совершение действий: а) входящих в компетенцию должностного лица данного ведомства; б) входящих в компетенцию должностного лица другого ведомства; в) которые могли быть совершены только коллегиально; г) хотя и входящих в его компетенцию, но которые оно могло совершить при наличии указанных в законе или ином нормативном акте условии.

Обязательным признаком объективной стороны являются преступные последствия. Это существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Их содержание аналогично содержанию последствий в ст. 285. Для превышения характерно причинение вреда личности, здоровью граждан, что считается особо тяжкой формой нарушения интересов граждан. Общественная опасность вреда правам и интересам граждан возрастает вследствие того, что вред личности по своей природе невозместим, и что причиняют его должностные лица, первейшей обязанностью которых является охрана прав и законных интересов граждан.

При определении существенности вреда следует исходить не только из суммы имущественного ущерба, но и учитывать причиненный моральный вред личности. Превышение часто совершается в форме продолжаемого преступления. В этом случае вред складывается из ряда последствий, которые в совокупности и определяют его существенность.

Причинная связь - обязательный объективный признак превышения должностных полномочий. В этом составе для причинной связи характерно отсутствие протяженности во времени.

С субъективной стороны превышение должностных полномочий - это умышленное преступление. Лицо действует с прямым или косвенным умыслом.

Субъект преступления специальный - должностное лицо.

Квалифицированный состав превышения (ч. 2) может быть вменен только: а) лицу, занимающему государственную должностьРФ; б) лицу, занимающему государственную должность субъекта РФ, либо в) главе органа местного самоуправления.

Особо квалифицированный состав преступления (ч. 3) образуют деяния, предусмотренные ч. 1 или 2 статьи, если они совершены:

а) с применением насилия или с угрозой его применения. Физическое насилие может сопровождаться нанесением ударов, побоев (ст. 116 УК), истязаниями (ст. 117 УК). Часть 3 статьи охватывает случаи причинения легкого, средней тяжести вреда здоровью, а также тяжкого вреда здоровью, предусмотренного ч. 1 ст. 111 УК. Умышленное причинение при превышении смерти, тяжких телесных повреждений, предусмотренных ч. 2, 3,4, ст. 111 УК, образует совокупность преступлений. Психическое насилие в виде угрозы применения насилия должно быть реальным и очевидным для потерпевшего;

б) с применением оружия или специальных средств. Применение оружия означает фактическое использование его для поражения живой цели, а также в качестве средства физического насилия для нанесения ударов, побоев, телесных повреждений либо психического воздействия на потерпевшего. В ч. 3 статьи имеется в виду оружие как таковое, т.е. устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой цели. Это может быть огнестрельное, холодное, метательное, пневматическое, газовое оружие. По своему назначению оружие может быть гражданским, служебным, боевым, ручным, стрелковым и холодным. К специальным средствам относятся резиновые палки, слезоточивый газ, наручники, средства разрушения преград и принудительной остановки транспорта, водометы, бронемашины, служебные собаки. Для квалификации по ч. 3 статьи требуется, чтобы оружие или специальное средство применялось в нарушение установленных правил;

в) с причинением тяжких последствий. В каждом конкретном случае решение о причинении тяжких последствий, является вопросом факта и подлежит тщательной оценке. Понятие этого признака близко понятию аналогичного признака в ч. 3 ст. 285.

Присвоение полномочий должностного лица (ст. 288 УК) определяется как присвоение государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершение им в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций.

Данное преступление так же, как и другие преступления, предусмотренные в гл. 30 УК, является посягательством на нормальную деятельность публичного аппарата управления (государственных органов и органов местного самоуправления) — объект преступления. Однако в отличие от других преступлений его субъект — государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом, т. е. не осуществляющий полномочий представителя власти и не выполняющий в государственных или муниципальных органах организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

Суть преступления состоит не в том, что государственный или муниципальный служащий, не являющийся должностным лицом, выдает себя за такового. Присвоение полномочий должностного лица заключается в совершении служащим таких действий, которые входят в полномочия только должностных лиц соответствующего государственного органа или органа местного самоуправления. Обязательным условием наступления уголовной ответственности в этом случае закон считает последствие в виде существенного нарушения подобными действиями служащего прав и законных интересов граждан или организаций, которое находится в причинной связи с незаконными действиями служащего, присвоившего себе полномочия должностного лица.

С субъективной стороны преступление совершается умышленно. Мотивы преступления могут быть любыми и учитываются при назначении наказания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: