Нормы Конституционного права реализуются через конституционно-правовые отношения (права и обязанности, возникающие между его сторонами в основном в результате наступления юридических фактов)
Конституционное право регулирует наиболее важные общественные отношения (например, основы государственного строя и судоустройства, избирательной системы), закрепляет основные (конституционные) права (такие как право на труд и пр.), нормы о которых содержатся в Конституции и других законах. Конституционное право также определяет основные права и обязанности государства и гражданина, которые конкретизируются в законах и иных правовых актах, относящихся к иным отраслям права.
Методы регулирования
В Конституционном праве доминирует императивный метод регулирования общественных отношений и большинство норм, связанных с властными отношениями, имеют обязывающий или запрещающий характер.А также в конституционной отрасли права существуют нормы дозволяющие, являющиеся нормами-основами.
|
|
Они представляют собой нормы-правила, непосредственно порождающие правоотношения при наступлении соответствующих юридических фактов (например, избрание на всеобщих выборах Президента порождает новые отношения между ним и парламентом, ведёт, как правило, к отставке прежнего правительства и формированию нового).
Нормы-дозволения также применяются, в основном при регулировании правового статуса личности.
В отличие от других отраслей права в конституционном праве много норм-принципов, норм-целей, норм-символов, которые сами по себе не порождают непосредственных правоотношений, но как правило подробно раскрываются в нормах других отраслей права (например, право на труд обычно закрепляется в Конституции, но уточняется до непосредственно применяемых норм лишь в трудовом праве).
Субъекты регулируемых отношений
К числу субъектов конституционного права относятся:
- физические лица (прежде всего граждане, но также иностранцы, лица с двойным гражданством и лица без гражданства);
- государство (посредством государственных органов);
- субъекты федерации (в федеративном государстве) и административно-территориальные образования;
- социальные и этнические общности (народ, нации и другие этнические группы, классы — в социалистических государствах и др.);
- общественные объединения граждан (партии, общественные организации и пр., например, в процессе избирательной кампании).