В настоящее время усиленно готовится нормативная база для разворачивания экологического аудита в России. Введены в действие государственные стандарты ГОСТ Р ИСО 14010-98; 14011-98; 14012-98, руководящие указания по экологическому аудиту, определяющие основные принципы, процедуры проведения аудита, квалификационные критерии для аудиторов, разработаны методики работы на объектах экоаудирования, формы аудиторских протоколов, обсуждаются изменения и дополнения к закону «Об охране окружающей среды», внесена статья об экоаудировании в России.
? В каких основных случаях сейчас проводится экологический аудит в России?
! В настоящее время экологический аудит в России проводится в следующих основных случаях:
- предоставление займов;
- создание совместных предприятий;
- покупка пакета акций предприятия (организации);
- аренда зданий и сооружений;
- покупка или аренда земельного участка;
- передача прав собственности на объект;
- выработка корпоративной экологической стратегии.
? Что препятствует развитию экологического аудита в России?
! Анализ данных по определению факторов, препятствующих проведению экоаудита на предприятиях России, позволил получить интересные результаты. Для контролирующих органов на первом месте стоит тезис о том, что предприятия и организации могут отказаться от проведения экоаудита, боясь использования информации, полученной аудиторской группой, против самого предприятия (90%). На втором месте по значимости - сомнения работников предприятия в полезности проведения экоаудита (70%). Для предприятий же основным фактором (68%) является отсутствие средств на проведение экоаудита.
? Какие можно выделить перспективные направления в экологическом аудировании в России?
! Перспективные направления в экологическом аудировании в России следующие:
- определение экологических рисков при экологическом страховании;
- экологический аудит, направленный на содействие в создании, функционировании и сертификации систем управления окружающей природной средой предприятия;
- экологический аудит материалов по подготовке инвестиционных проектов и программ;
- экологический аудит по оценке экологической безопасности объектов государственной или частной собственности, в случае передачи их в долгосрочную аренду, в лизинг или концессию.
? Что такое «Национальная экологическая аудиторская Палата» России?
!Гигантским шагом в развитии экологического аудита в России явилось создание некоммерческого партнерства – «Национальной экологической аудиторской Палаты» (далее - Палата). Палата является основанной на членстве, саморегулируемой, некоммерческой организацией, учрежденной экологическими организациями и экологами-профессионалами. Палата объединяет экологических аудиторов, индивидуальных экологических аудиторов, экологические аудиторские организации и иные организации и специалистов, которые содействуют развитию экологического аудита и экологических аудиторских услуг. Палата учреждена на основании решения Общего собрания Учредителей (Протокол №1 от 30 марта 2005 г.) и в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О некоммерческих организациях».
? Каковы цели «Национальной экологической аудиторской Палаты» России?
! «Национальная экологическая аудиторская Палата» была создана в целях:
а) организации, обеспечения и совершенствования экологической аудиторской деятельности в Российской Федерации, увеличения профессионального потенциала экологических аудиторских кадров, повышения качества экологического аудита, представления и защиты прав и законных интересов членов Палаты в законодательных и исполнительных органах государственной власти Российской Федерации, международных и зарубежных организациях;
б) организации, обеспечения и проведения стандартизации экологической аудиторской деятельности;
в) контроля за соблюдением своими членами требований законодательных актов Российской Федерации, федеральных правил (стандартов), внутренних правил (стандартов) Палаты, требований профессиональной этики;
г) организации системы подготовки, повышения квалификации консультационного и информационного обеспечения членов Палаты;
д) защиты корпоративных интересов членов Палаты.
? Каковы задачи «Национальной экологической аудиторской Палаты» России?
! Для осуществления своих целей Палата решает на практике следующие задачи:
а) проводит разработку стратегии и тактики, правовой и нормативной базы развития экологического аудита в Российской Федерации;
б) разрабатывает предложения по развитию законодательства Российской Федерации об экологической аудиторской деятельности и проектов нормативных правовых актов, ее регулирующих;
в) осуществляет независимую экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов в области экологического аудита и сопутствующих экологическому аудиту услуг;
г) организует и проводит аттестацию и аккредитацию членов Палаты на право осуществления экологической аудиторской деятельности;
д) защищает профессиональные интересы членов Палаты в органах государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, судах, правоохранительных, общественных и иных органах; содействует урегулированию споров между членами Палаты, а также между членами Палаты и их клиентами по просьбе и при взаимном согласии;
е) обеспечивает членов Палаты информационными материалами и методическими документами по экологическому аудиту и сопутствующим экологическому аудиту услугам, оказывает консультационную помощь;
ж) проводит проверки качества экологической аудиторской деятельности и профессиональной этики экологических аудиторских организаций и индивидуальных экологических аудиторов – членов Палаты и, в случае необходимости, принимает по их результатам меры воздействия;
з) разрабатывает внутренние правила (стандарты) экологической аудиторской деятельности, обеспечивает этические нормы и правила поведения членов Палаты;
и) ведет реестры членов Палаты;
к) готовит и издает литературу и периодические издания по экологическому аудиту и сопутствующим экологическому аудиту услугам;
л) организует и проводит съезды, конференции, симпозиумы, семинары и другие мероприятия, направленные на повышение качества экологической аудиторской деятельности, расширение рынка экологических аудиторских услуг;
м) осуществляет сотрудничество с зарубежными экологическими аудиторскими профессиональными объединениями для обмена опытом, рассмотрения перспективных предложений и установления деловых контактов, а также участие в работе международных экологических аудиторских организаций;
н) организует различные формы обучения аудиторов – экологов и повышения их квалификации, разрабатывает и совершенствует соответствующие учебные планы и программы, а также программы проведения квалификационных экзаменов на получение удостоверения аудиторов-экологов;
о) осуществляет иную деятельность, направленную на реализацию уставных задач Палаты и не противоречащих действующему законодательству Российской Федерации.
? Как «Национальная экологическая аудиторская Палата» организует и проводит аттестацию и аккредитацию экоаудиторов?
! «Национальная экологическая аудиторская Палата» организует и проводит аттестацию и аккредитацию экоаудиторов в виде квалификационного экзамена.
Квалификационный экзамен проводится по экзаменационным билетам, включающим 5 вопросов по следующим разделам программы: «Основы правового регулирования хозяйственной деятельности в области охраны окружающей среды и природопользования», «Промышленная экология и основы технологии защиты окружающей среды», «Экологический аудит», «ГОСТ Р ИСО 14000, 19011», «Учет и отчетность организаций по природопользованию и охране окружающей среды. Налогообложение в области природопользования» и практическую задачу по составлению отчета по экологическому аудиту.
На подготовку ответа по каждому вопросу билета письменной работы претенденту предоставляется 1 академический час. Результаты квалификационного экзамена объявляются претендентам экзаменационной комиссией в срок не более 2 дней после их проведения. Лица, прошедшие испытания и получившие удостоверение аудитора-эколога могут быть при их желании включены в реестр аудиторов-экологов.
При проведении квалификационных экзаменов претендентам запрещается пользоваться законодательными и нормативными актами Российской Федерации, инструктивными и справочными материалами, за исключением периода решения практической задачи. Вести переговоры с другими претендентами запрещается. Претенденты, нарушившие эти требования, удаляются из аудитории и считаются не сдавшими экзамены.