А Ф. Лазурский. Альтруизм

В основе альтруистических типов высшего уровня лежит тот самый психолого-характерологическдй комплекс, о котором уже шла речь при рассмотрении альтруистов среднего уровня, а именно чувство симпатии или процесс «вчувствования», направленный на переживание чужих горестей и радостей. Здесь имеются как необходимые эндоэлементы этого комплекса (аффективная возбудимость, сила и продолжительность чувствований), так и некоторые другие черты, обычно с ним связанные, как-то: значительное развитие волевой деятельности, направленной на помощь страждущим и нуждающимся, отсутствие эгоизма и самолюбия, доходящее часто до самозабвения и самопожертвования, значительное развитие высших, идейных чувствований (особенно нравственных и чисто религиозных), наконец, интерес к внутренним, душевным переживаниям, порождающий нередко своеобразную сосредоточенность и наклонность к самоуглублению.

Вместе с тем, однако, благодаря свойственным представителям высшего уровня богатство и сложности личности, у них всегда имеется наряду с этим основным, альтруистическим комплексом, один или два добавочных, также значительно развитых и существенно видоизменяющих характер и проявление основного комплекса. Чаще всего эти добавочные комплексы определяют собой тот способ или средства, которыми осуществляется альтруизм данного человека. Так, например, значительно развитая волевая деятельность, направленная по преимуществу на борьбу с жестокими и корыстными притеснителями, делает из человека непреклонного, ожесточенного борца за правду и человеколюбие (доктор Гааз), или глубокая вера в блата просвещения и в возможность идейно-нравственного перерождения человечества заставляет деятельного альтруиста все свои силы направить на воспитание подрастающего поколения (Песталоцци), или мы имеем глубоко религиозного человека, типичного созерцателя, которого, однако, горячая любовь к людям, проникающая все его религиозные воззрения, заставляет не уединяться в пустыне, а всю жизнь свею посвятить делу проповеди и спасения заблудшего человечества (Франциск Ассизский); или, наоборот, человек совсем иного склада, типичный промышленник, осторожно-расчетливый и практический, все свое состояние и всю, свою энергию посвящает бедному рабочему люду и создает для рабочего класса новые формы организации (Роберт Оуэн).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: