Классификация и категории магистральных

ТРУБОПРОВОДОВ (СНиП 2.05.06-85*)

2.1. Магистральные газопроводы в зависимости от рабочего давления в трубопроводе подразделяются на два класса:

І — при рабочем давлении свыше 2,5 до 10,0 МПа (свыше 25 до100 кгс/см2) включ.;

II — при рабочем давлении свыше 1,2 до 2,5 МПа (свыше 12 до 25 кгс/см2) включ.

2.2. Магистральные нефтепроводы и нефтепродуктопроводы в зависимости от диаметра трубопровода подразделяются на четыре класса, мм:

І - при условном диаметре свыше 1000 до 1200 включ.;

II - то же, свыше 500 до 1000 включ.;

III — то же. свыше 300 до 500 включ.;

IV — 300 и менее.

2.4. Категории магистральных трубопроводов следует принимать по табл. 2.

Таблица 2

Назначение трубопровода Категория трубопровода при прокладке
  подземной наземной и надземной
Для транспортирования природного газа:    
а) диаметром менее 1200 мм IV ІІІ
б) диаметром 1200 мм и более ІІІ ІІІ
в) в северной строительно-климатической зоне ІІІ ІІІ
Для транспортирования нефти и нефтепродуктов:    
а) диаметром менее 700 мм IV ІІІ
б) диаметром 700 мм и более ІІІ ІІІ
в) в северной строительно-климатической зоне ІІІ ІІІ

2.5. Категории участков магистральных трубопроводов следует принимать по табл. 3*.

Таблица 3*

  Категория участков при прокладке
Назначение участков трубопроводов газопроводов нефтепроводов и нефтепродуктопроводов
  подземной наземной надземной подземной наземной надземной
             
1. Переходы через водные преграды: а) судоходные … при диаметре трубопровода. мм:            
1000 и более I - I В - В
менее 1000 I - I I - I
б) несудоходные шириной зеркала воды в межень 25 м и более — в русловой части … при диаметре трубопровода, мм:            
1000 и более I - I В - I
менее 1000 I - I I - I
в) несудоходные шириной зеркала воды в межень до 25 м—в русловой части, … I - II I   I
2. Переходы через болота типа: а) I   III   III   III   II, III1   II, III1   II, III1
б) II II III III II II III
в) III I II II В В I
3. Переходы через железные и автомобильные дороги (на перегонах):            
а) железные дороги общей сети, включая участки длиной 40 м каждый по обе стороны дороги от осей крайних путей, но не менее 25 м от подошвы насыпи земляного полотна дороги I - I I - I
в) автомобильные дороги I и II категорий, включая участки длиной 25 м каждый по обе стороны дороги от подошвы насыпи или бровки выемки земляного полотна дороги I - I I - I
г) автомобильные дороги II, III-п, IV, IV-п категорий, включая участки длиной 25 м каждый по обе стороны дороги от подошвы насыпи или бровки выемки земляного полотна дороги I - I III - I
д) автомобильные дороги V категории, включая участки длиной 15м по обе стороны дороги от подошвы насыпи или бровки выемки земляного полотна III - III III - III
4. Трубопроводы в горной местности при укладке: а) на полках III III - II II -
б) в тоннелях - I I - I I
7. Трубопроводы, прокладываемые по территории распространения вечномерзлых грунтов, имеющих при оттаивании относительную осадку свыше 0,1 II II II II II II
22. Пересечения (в обе стороны) в пределах расстояний, указанных в поз. 12 табл. 4*, с воздушными линиями электропередачи напряжением, кВ:            
а) 500 и более I I I I I -
б) от 330 до 500 II II II II II -
в) до 330 III III III III III -
23.Трубопроводы, прокладываемые по подрабатываемым территориям и территориям, подверженным карстовым явлениям II II II II II II
24. Переходы через овраги, балки, рвы и пересыхающие ручьи III III III III III III
             
             
Примечания: 1. Категории отдельных участков трубопроводов, аварийное повреждение которых может вызвать перебои в подаче газа, нефти и нефтепродуктов городам и другим крупным потребителям, имеющим большое народнохозяйственное значение, а также загрязнение окружающей среды, при соответствующем обосновании допускается повышать на одну категорию. 2. Типы болот следует принимать в соответствии с требованиями СНиП ІІІ-42-80*. 3. При пересечении трубопроводом массива болот различных типов при соответствующем обосновании допускается принимать категорию всего участка как для наиболее высокой категории на данном массиве болот. 4. Испытания участков трубопроводов, прокладываемых через водные преграды с зеркалом воды в межень менее 10 м, предусматривать в составе смонтированного трубопровода в один этап.
5*. Действующие трубопроводы, находящиеся в удовлетворительном техническом состоянии (по заключению представителей заказчика строящегося сооружения, эксплуатационной организации и соответствующего органа государственного надзора), при пересечении их проектируемыми трубопроводами, линиями электропередачи, а также подземными коммуникациями, указанными в поз. 20 и 21,и при параллельной прокладке в соответствии с поз. 26*, не подлежат замене трубопроводами более высокой категории. 6. Действующие трубопроводы, пересекаемые строящимися железными и автомобильными дорогами, подлежат реконструкции в соответствии с поз. 3. 7. Категорию участков трубопроводов, прокладываемых в поймах рек, подлежащих затоплению под водохранилище, следует принимать как для переходов через судоходные водные преграды. 8. При небольшой продолжительности подтопления паводковыми водами (менее 20 дн.) и незначительной глубине этого подтопления, позволяющей оперативное проведение в данной местности аварийно-восстановительных работ на трубопроводах в случае их повреждения, выполнение требований поз. 1д для газопроводов не обязательно. 9. Категорийность участков трубопроводов на переходах через водохранилища, пруды, озера следует принимать: для судоходных — по поз. 1а; для несудоходных — по поз. 1б и 1в. 10. Знак «-» в таблице означает, что категория не регламентируется.
 
               

_________

1 II — для диаметра 700 мм и более, III — для диаметра до 700 мм


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Таблица

Минимальные расстояния от различных объектов до оси проектируемых трубопроводов (СНиП 2.05.06-85*)

  Минимальные расстояния, м, от оси
  газопроводов нефтепроводов и нефтепродуктопроводов
Объекты, здания и класса
сооружения I II IV III II I
  условным диаметром, мм
  и менее св. до св. до св. до св. до св. до и менее св. и менее св. до св. до св. до
                         
1. Города и другие населенные пункты; … отдельные промышленные и сельскохозяйственные предприятия; тепличные комбинаты и хозяйства; карьеры разработки полезных ископаемых; …                        
2. Железные дороги общей сети (на перегонах) и автодороги I-III категорий, параллельно которым прокладывается трубопровод; отдельно стоящие: жилые здания 1—2-этажные; садовые домики, дачи; дома линейных обходчиков; кладбища; сельскохозяйственные фермы и огороженные участки для организованного выпаса скота; полевые станы                        
3. Отдельно стоящие нежилые и подсобные строения; устья бурящихся и эксплуатируемых нефтяных, газовых и артезианских скважин;                        
4. Мосты железных дорог промышленных предприятий. автомобильных дорог III, III-п, IV, IV-п категорий с пролетом свыше 20 м (при прокладке нефтепроводов и нефтепродуктопроводов ниже мостов по течению)                        
11*. Специальные предприятия, сооружения, площадки, охраняемые зоны, склады взрывчатых и взрывоопасных веществ, карьеры полезных ископаемых, добыча на которых производится с применением взрывных работ, склады сжиженных горючих газов В соответствии с требованиями специальных нормативных документов, утвержденных в установленном порядке, и по согласованию с органами государственного надзора, министерствами и ведомствами, в ведении которых находятся указанные объекты
12. Воздушные линии электропередачи высокого напряжения, параллельно которым прокладывается трубопровод; воздушные линии электропередачи высокого напряжения, параллельно которым прокладывается трубопровод в стесненных условиях трассы; опоры воздушных линий электропередачи высокого напряжения при пересечении их трубопроводом; открытые и закрытые трансформаторные подстанции и закрытые распределительные устройства напряжением 35 кВ и более В соответствии с требованиями „Правил устройства электроустановок", утвержденных Минэнерго СССР
  *Примечания:1. Расстояния, указанные в таблице, следует принимать: для городов и других населенных пунктов —от проектной городской черты на расчетный срок 20—25 лет; для отдельных промышленных предприятий, железнодорожных станций, аэродромов, морских и речных портов и пристаней, гидротехнических сооружений, складов горючих и легковоспламеняющихся материалов, артезианских скважин — от границ отведенных им территорий с учетом их развития; для железных дорог — от подошвы насыпи или бровки выемки со стороны трубопровода, но не менее 10 м от границы полосы отвода дороги; для автомобильных дорог—от подошвы насыпи земляного полотна; для всех мостов—от подошвы конусов; для отдельно стоящих зданий и строений — от ближайших выступающих их частей. 2. Под отдельно стоящим зданием или строением следует понимать здание или строение, расположенное вне населенного пункта на расстоянии не менее 50 м от ближайших к нему зданий или сооружений. 4. При соответствующем обосновании допускается сокращать указанные в гр. 3—9 таблицы (за исключением поз. 5, 8, 10, 13—16) и в гр. 2 только для поз. 1—6 расстояния от газопроводов не более, чем на 30 % при условии отнесения участков трубопроводов ко II категории со 100%-ным контролем монтажных сварных соединений рентгеновскими или гамма-лучами и не более, чем на 50 % при отнесении их к категории В, при этом указанные в поз. 3 расстояния допускается сокращать не более, чем на 30 % при условии отнесения участков трубопроводов к категории В. Указанные в поз. 1, 4 и 10 расстояния для нефтепроводов и нефтепродуктопроводов допускается сокращать не более, чем на 30 % при условии увеличения номинальной (расчетной) толщины стенки труб на такую величину в процентах, на которую сокращается расстояние.
7. При расположении зданий и сооружений на отметках выше отметок нефтепроводов и нефтепродуктопроводов допускается уменьшение указанных в поз. 1, 2, 4 и 10 расстояний до 25 % при условии, что принятые расстояния должны быть не менее 50 м. 9. Для газопроводов, прокладываемых в лесных районах, минимальные расстояния от железных и автомобильных дорог допускается сокращать на 30 %. 11. Указанные в поз. 7 минимальные расстояния от подводных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов допускается уменьшать до 50 % при укладке этих трубопроводов в стальных футлярах. 12. Газопроводы и другие объекты, из которых возможен выброс или утечка газа в атмосферу, должны располагаться за пределами полос воздушных подходов к аэродромам и вертодромам. 13. Знак «-» в таблице означает, что расстояние не регламентируется.
                           

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Таблица

Допустимые радиусы изгиба трубопровода (СНиП III-42-80*)

Диаметр трубопроводов, мм Минимально допустимые радиусы упругого изгиба трубопровода, м Диаметр трубопроводов, мм Минимально допустимые радиусы упругого изгиба трубопровода, м
       
       
       
       
       

ПРИЛОЖЕНИЕ 4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: