Логопедия — это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия. Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности. Объект изучения — человек (индивидуум), страдающий нарушением речи. Нарушения речи изучаются физиологами, невропатологами, психологами, лингвистами и др. При этом каждый рассматривает их под определенным углом зрения в соответствии с целями, задачами и средствами своей науки. Логопедия рассматривает расстройства речи с позиций предупреждения и преодоления средствами специально организованного обучения и воспитания.
Логопедия исторически складывалась как интегративная область знаний о психической и, конкретнее, речевой деятельности человека, речевых и языковых механизмах, обеспечивающих формирование речевой коммуникации в норме и патологии. В связи с этим логопедия базируется на неврологии, нейропсихологии и нейролингвистике, психологии, педагогике и ряде других наук. Эти научные дисциплины позволяют логопедии научно обосновывать механизмы и структуру нарушения речи, разрабатывать и использовать научно обоснованные методы развития, исправления и восстановления речи. Различают внутрисистемные и межсистемные связи логопедии. К внутрисистемным относятся связи с педагогикой, различными отраслями специальной педагогики: сурдопедагогикой, тифлопедагогикой, олигофренопедагогикой; методиками обучения родному языку, математике; с логопедической ритмикой, общей и специальной психологией. К межсистемным связям относятся связи с медико-биологическими и лингвистическими науками.
Дисциплина
| Значение для логопедии
|
Педагогика
| - внедрение педагогических концепций, общих дидактических принципов в практику обучения;
- конструирование учебного процесса
|
Специальная педагогика и ее отрасли
| - изучение специфики обучения и воспитания детей с нарушением речи;
- дифференциация нарушений речи от сходных состояний;
- подбор адекватных методов, приемов для преодоления речевых расстройств у детей с сенсорными и психофизическими нарушениями;
- подбор соответствующих методов для преодоления неречевых нарушений у детей с речевыми нарушениями.
|
Методика обучения родному языку
| - раскрытие теоретических и методических аспектов изучения и развития речи у детей с нарушенной речевой деятельностью;
- изучение закономерностей, целей, содержания, средств, приемов, методов и системы развития речи у детей с речевой патологией.
|
Методика обучения математике
| изучение закономерностей, целей, содержания, средств, приемов, методов и системы обучения математике детей с речевой патологией.
|
Общая, специальная психология и психодиагностика
| - знание закономерностей психического развития ребенка;
- владение методами психолого-педагогического обследования детей разного возраста и адекватный подбор этих методов для обследования речевых и неречевых функций;
- определение роли речи в психическом развитии ребенка;
- установление контакта с лицом, имеющим нарушение речи;
- повышение эффективности логопедического воздействия.
|
Межсистемные связи логопедии
Медико-биологические науки – позволяют понять этиологию, механизмы речевых нарушений, более правильно решать вопросы диагностики и дифференцированного логопедического воздействия при устранении различных форм речевых нарушений.
|
Дисциплина
| Значение для логопедии
|
Нейрофизиология и психофизиология
| раскрытие механизмов речи с позиций учения о закономерностях формирования условно-рефлекторных связей, учения П. К. Анохина о функциональных системах, учения о динамической локализации психических функций (И. М. Сеченов, И. П. Павлов, А. Р. Лурия), современного нейропсихолингвистического учения о речевой деятельности.
|
Анатомия и физиология, нейрофизиология
| раскрытие механизмов речи, мозговой организации речевого процесса, сведения о строении и функционировании анализаторов, принимающих участие в речевой деятельности.
|
Оториноларингология
| - возможность не только определить этиологию нарушений, но и выявить закономерности сочетания логопедической работы с медицинским воздействием (медикаментозным и физиотерапевтическим лечением, оперативным вмешательством и др.);
- дифференциальная диагностика нарушений речи от сходных состояний
|
Неврология, невропатология
| - знание строения нервной системы, ее функций и особенностей развития;
- знание неврологических основ речевых нарушений (определение локализации очага поражения головного мозга);
- выявление неречевых расстройств;
- установление клинического речевого диагноза;
- возможность осуществление комплексного коррекционного воздействия (подбор медикаментозного лечения, физиопроцедур);
- возможность правильного выбора профиля лечебного заведения и др.
|
Психопатология, клиника олигофрений
| - дифференциальная диагностика нарушений речи от сходных состояний;- представление о наиболее частых формах психических нарушений у детей, так называемых пограничных состояниях, проявляющихся в поведенческих и эмоциональных нарушениях, олигофрении и задержках психического развития
|
Педиатрия
| - учет данных об особенностях развития детского организма;- подбор индивидуальной программы развития.
|
Лингвистические науки
|
Психолингвистика
| учение Л. С. Выготского, А. Р. Лурия, А. А. Леонтьева, Т.А. Рябовой о сложной структуре речевой деятельности, об операциях восприятия и порождения речевого высказывания.
|
Лингвистика
| данные о строении и функционировании языка и его составляющих, целостность и систематичность языка, центральная единица лингвистического анализа – структура предложения, трехглавая формула для описания языка: языковая способность – языковой процесс – языковой стандарт и др.
|
|
|
|
|