Нет конца бедствиям на нашей земле, а потому призывом к борьбе звучат создания И.С. Глазунова - «Россия, проснись!», «Гимн героям», «Христос воинствующий». Собирательный образ воина за святую Русь создан в картине «Россия, проснись!». Художник уповает на духовное пробуждение нашего народа сегодня. «Христос воинствующий» обращает к словам Нового Завета: «Не мир пришел Я принести, но меч». Не кончается тернистый путь России, но в народе еще жива память о ее былом величии. И потому так светло звучание эпического пейзажа «Волга – великая русская река», одного из контрастных образов, представленных в экспозиции зала.
Картина «Прощание» 1986 года - зримый документ советской эпохи, когда на старом кладбище собралась большая и разноликая семья, провожающая в последний путь свою мать и бабушку. Как всегда в картинах Ильи Глазунова поражают и запоминаются характеристики человеческих индивидуальностей в данном случае недавней советской эпохи. Художник выражает ушедшую правду нашей советской жизни, а на горизонте уже высится новостройки наступающего на нас города будущего.
|
|
Последние годы были посвящены работе над монументальным полотном «Раскулачивание» 2010г.
Кажется, что весь холст не способен вместить огромное количество замыслов, льющихся потоком с палитры И.С. Глазунова. Это все то, что мы жаждали познать, что столько лет замалчивалось и скрывалось… Свою работу Илья Сергеевич называет гимном русскому крестьянству.
Вдумаемся в слово «раскулачивание». «Кулак» это не только крестьянин, у которого было налаженное хозяйство, большой дом и работящая семья. Это образное выражение, подразумевающее под собой тех, кого боялись и потому уничтожали: как пальцы сложенные вместе олицетворяют силу, тогда как разжатые, разделенные – легко ломаются. Плебейская ненависть к «кулакам» тех, кто был никем и стал всем, проявлялась в философии «ограбить», «отнять», «лишить», «унизить», «разрушить», «уничтожить», которая привела к краху деревни из-за своей бессмысленности. Неспособность создать что-то великое приводило к озлобленной ненависти к истории и к самому русскому народу.
На этом грандиозном полотне мы видим одну из самых страшных трагедий русского народа 1930х гг. Разделяй и властвуй! – говорили еще в древности. Сколько раз в русской истории повторялись одни и те же ошибки…
Русская деревня была отброшена на десятилетия назад, сельское хозяйство пришло в упадок. П.А. Столыпин, гениальный реформатор, предлагал крестьянину столько земли, сколько он сможет обработать. Ленин «черным переделом» делал ставку на провоцирование конфликта между помещиками и крестьянами, в результате усадьбы и крупные хозяйства были разорены, разорваны на части. Сталин продолжил эту идею. Заполыхала русская земля… Красные кисти рябины здесь выглядят как капли крови народа-великомученика. Несущие смерть эшелоны готовы поглотить семьи, везя их на крайний Север, в Сибирь, за Урал…
|
|
На картине мы видим много благородных лиц, навсегда ушедших с той Россией, спрятанной где-то в сундучке у странника. Чудесны детские портреты. Кем станут эти два мальчугана, смотрящие вдаль с широко раскрытыми глазами? Или стоящий позади них с повзрослевшим взглядом, готовый отомстить за трагедию? Может, он один из тех 5 миллионов крестьянских детей, кто в первые дни войны, переодевшись в шинели, сдастся в плен немцам, лишь бы не жить при кровавом сталинском режиме?
На долгие годы синие небеса на куполах со звездами будут сокрыты мрачными тучами неверия. Замолкнет малиновый звон с колокольни, на которую забрались непреходящие оголтелые вершители революций – английской, французской и русской, – первым делом повесив портрет Сталина под символом мирового зла масонским всевидящим оком.
Торопятся выносить иконы из храма, пытаясь насадить в русскую душу новых богов – коммунистических вождей: как в образе красноармейца, кощунственно нацепившего на себя оклад от иконы Спасителя. Выразителен жест русской женщины-плакальщицы с воздетыми руками, как на иконе «Положение во гроб».
Все есть в этой работе: отчаяние и безысходность, покорность судьбе, слезы расставания и надрывные крики, призывающие остановить безумие, вспомнить о своей вере и христианском братстве. Они сталкиваются с каменных лицом бездушного комиссара, только что расстрелявшего старого священника и молодого послушника. Их кровь стекает на расколотую икону, разделенную Мать и Чадо.
Полыхает костер русской веры: брошена в огонь «Троица», когда-то символ единения Руси, убиты и ее идеологи, как будто сошедшие с картины И.С. Глазунова «Сергий Радонежский и Андрей Рублев». Мы видим, что многие в сатанинской пляске присоединились к сожжению основ русской культуры… Все охвачено безумным пожаром национального самоистребления, пламенем осенней листвы, использованной художников как метафора.
После завершения «коллективизации» в 1935г. прозвучали слова, оставшиеся в памяти народа: «Жить стало лучше, веселее…» Раскулачив Русь, Сталин лишил ее жизненных соков, питавших столетиями великую державу. Последствия этого преступления были более страшными для национального бытия России, чем татаро-монгольское нашествие: коммунисты разрушили складывавшийся веками, традиционный уклад жизни народа, питавший собой всю национальную культуру, уничтожили физически самих носителей народной культуры, хранителей национальных и религиозных традиций.
Что ждет Россию? Какой путь выберет каждый? Художник рассуждает об этом в композиции «Возвращение блудного сына». Беспросветен символичный образ ХХ века. Изображения свиней обращают нас к Новому Завету, к словам Христа: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями…» Кошмарным видениям подобны окровавленный стол с усекновенной главой Иоанна Предтечи на блюде, образ разоренной деревни, лица людей, как отталкивающие маски чудовищ. Наш современник, блудный сын, мучительно вглядывается в кровавую бездну жизни, и, сумев подняться над ней, припадает к руке пророка - обретает истинный путь возвращения к многовековым традициям. Слова И.С. Глазунова: «Без прошлого нет будущего, без традиции нет свободы», ставшие крылатыми, воплощены в данной картине.