Цокольный этаж. Зал № 1

Значима такая грань творчества И.С. Глазунова, как произведения, посвященные Вьетнаму, Чили, Никарагуа, созданные в «горячих точках», во время военных действий, куда художник был направлен как корреспондент газеты «Комсомольская правда», несмотря на огромный риск поездки. Он работал в окопах, под бомбежками. Его произведения подобны пламенному рассказу о борьбе: подвигах и страданиях, о губительных разрушениях и неотступном стремлении людей преодолеть их. Помимо известных произведений, в экспозиции представлено десять ранее не экспонировавшихся работ из цикла произведений, созданных И.С. Глазуновым в 1973 году во время поездки в Чили, предоставленных фондом Петербургского музея политической истории России.

Насколько неравнодушно и документально точно И.С. Глазунов отражает облик народа, раскрывает суть происходящих событий – стремление нации обрести свободу. 20 лет длилась борьба Вьетнама с США. В Чили сопротивление народа вызвал фашистский режим Пиночета. Не утихала борьба Никарагуа против провокаций Америки. Илья Глазунов находился в эпицентре событий. В произведениях, пережитых художником, раскрывается правда тех дней, поднятая до общечеловеческого философского звучания. Тяжелы думы старика-никарагуанца, по лицу которого можно словно читать его жизнь. Полны страдания не по-детски серьезные глаза раненого вьетнамского мальчика. Многообразны портреты: партизан и ополченцев, шахтеров, крестьян, деятелей искусства. Столь же правдиво и поэтично образ страны передан в пейзажах: в зарисовках гор Чили, равнин Никарагуа, вьетнамского залива Ха-Лонг – «Залива утонувшего дракона». Особенно покоряет картина «Пробудившийся Восток» - обобщенный символичный образ, отражающий дух древнего воинственного народа.

Сложно поверить, что представленные произведения создавались И.С. Глазуновым в кратчайшие сроки: за две недели пребывания в Никарагуа – более 150 работ, что вновь подтверждает уникальную работоспособность и требовательность к себе художника. Так рождалась вдохновенная песнь во славу народов, дерзающих подняться на борьбу за освобождение Отечества.

Рассуждения Ильи Сергеевича о потрясениях ХХ века дополняют картины, посвященные русской смуте: «Петроград. Революция свершилась» и «Костры октября». Центром данной экспозиции является картина 2005 года «Закат Европы», созданная художником всего лишь в течение недели по впечатлениям от поездки в Венецию: образ не только несравненной красоты города, но и его гибнущих традиций. Центр композиции – автопортрет художника, лицо которого скрывает трагическая маска. Традиции классики забыты ныне в большинстве художественных академий мира, однако продолжены в столь многогранном творчестве И.С. Глазунова, а также в созданной им Российской Академии живописи, ваяния и зодчества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: