Понятие парламента. Термин «парламент» происходит от французского «парле» — говорить. Хотя предшественником парламента были представительные органы в Древней Греции и в Древнем Риме, происхождение современного парламента связывают с событиями XIII—XIV вв. в Англии, когда власть короля была ограничена собранием крупных феодалов.
Современный парламент — это высший орган народного представительства, выражающий суверенную волю народа, призванный регулировать важнейшие общественные отношения главным образом путем принятия законов, осуществляющий контроль за деятельностью органов исполнительной власти и высших должностных лиц. Парламент обладает и многими иными полномочиями. Он формирует другие высшие органы государства, например в некоторых странах избирает президента, образует правительство, назначает конституционный суд, ратифицирует международные договоры, и т.д.
В мусульманских странах, взамен парламента создается совещательный орган при правителе, как, например, в Саудовской Аравии по конституции 1992 г.
|
|
Конституция Японии: "Парламент является высшим органом государственной власти и единственной законодательной властью государства".
Парламентаризм - это особая система государственного руководства обществом, характеризующаяся разделением труда, законодательного и исполнительного, при привилегированном положении парламента.
Парламент и парламентаризм - понятия взаимосвязанные, но отнюдь не равнозначные. Парламентаризм не может существовать без парламента, его основой является именно сильный и полновластный парламент. Но парламентаризм есть в то же время высшее качество парламента, которое может им утратиться.
Структура парламента. Под парламентом обычно понимают однопалатное представительное учреждение. В англосаксонском праве парламент — это триединое учреждение, включающее главу государства (монарха в Великобритании), верхнюю и нижнюю палаты.
В континентальном праве, в Германии, Франции, под парламентом понимаются две его палаты, глава же государства не является составной частью парламента.
В настоящее время число палат в парламентах стран мира не превышает двух. В парламенте Югославии в 70-х годах было пять палат.
Палаты парламента принято называть нижней и верхней.
Верхняя палата может быть либо слабой, когда она в состоянии отсрочить принятие решения парламентом (Великобритания, Польша и др.), либо сильной, когда без ее согласия закон не может быть принят (Италия, США).
Палаты парламента неодинаковы по своей численности. Обычно нижняя палата в два раза (Италия), многочисленнее верхней. Лишь в Великобритании иное соотношение: более 1100 пэров в верхней палате (палате лордов) и 651 член — в палате общин.
|
|
В марксистской теории двухпалатная структура парламента рассматривается как нежелательное явление (в Китае, на Кубе). Считается, что верхняя палата более реакционная и тормозит позитивные мероприятия нижней. В современных условиях верхняя палата рассматривается скорее как орган, призванный обеспечить всестороннюю взвешенную оценку законопроекта.
Если парламент не функционирует, его могут замещать, хотя и не полностью некоторые другие высшие органы государства. В странах тоталитарного социализма ими являются государственные советы, постоянные комитеты, избираемые парламентом. В Испании для этой цели члены парламента избирают особый орган — постоянную депутацию.
К внутренним органам парламента относятся партийные фракции (парламентские партии, депутатские клубы и др.). Они объединяют депутатов, которые принадлежат к одной партии или к нескольким, близким по своим программам. Фракция принимает решение о характере выступлений ее членов и голосовании («за», «против» и т.д.).
Иногда наряду с фракциями образуются территориальные объединения депутатов по областным единицам (Испания).
Важную роль в парламенте и его палатах играют постоянные комитеты и комиссии. Число их различно и часто меняется. Постоянные комиссии бывают отраслевыми, или специализированными (например, по иностранным делам, по сельскому хозяйству, по здравоохранению), и неспециализированными. Комиссии обсуждают информацию министров по своей отрасли.
Особые полномочия имеют постоянные комиссии в Испании, Италии, секции в Греции. При определенных условиях они вправе принимать законы вместо палат.
Палаты в случае необходимости создают временные комиссии — следственные, ревизионные, редакционные и др.
Во многих палатах создаются бюро палаты или советы старейшин. На заседаниях совета старейшин и бюро решаются некоторые организационные вопросы, например о повестке дня, об очередности обсуждения вопросов.
В парламентах часто избирается, обычно из числа молодых депутатов, несколько квесторов, в обязанности которых входит поддержание порядка в зале заседаний, в кулуарах, буфете парламента, а также подсчет голосов при открытом голосовании.