Вопрос № 80. Программа государственных внешних заимствований РФ, ее правовое значение

Государственные заимствования осуществляются в рамках соответствующих программ. Так, Программа государственных внешних заимствований РФ – это перечень внешних заимствований РФ на очередной финансовый год и плановый период по видам заимствований с отражением разницы между объемом привлечения и объемом средств, направляемых на погашение основного долга по каждому виду долгового обязательства. Перечень утверждается с разделением на несвязанные (финансовые) и целевые иностранные заимствования с указанием:

1. для несвязанных (финансовых) заимствований:

o источника привлечения;

o суммы заимствования;

o срока погашения;

2. для целевых иностранных заимствований:

o конечного получателя;

o цели заимствования и направления использования;

o источника заимствования;

o суммы заимствования;

o срока погашения;

o гарантий третьих лиц по возврату средств в федеральный бюджет конечным заемщиком, если для него предусмотрен такой возврат, с указанием организации (органа), предоставившей гарантию, срока действия и объема обязательств по гарантии;

o оценки объема использованных средств до начала очередного финансового года;

o прогноза объема использования средств в очередном финансовом году.

Программа внешних заимствований РФ отдельно предусматривает все займы, величина которых превышает 10 млн долл., на весь срок займа. Они реализуются только при условии их утверждения в составе Программы Федеральным Собранием. В Программе объем, детализированный по конкретным займам, должен составлять не менее 85 % общего объема внешних заимствований.

Правительство РФ или Минфин РФ вправе осуществлять внешние заимствования, не включенные в Программу, если они осуществляются в процессе реструктуризации внешнего долга, которая приводит к снижению расходов на обслуживание этого долга в рамках установленного предельного его объема. Данное право распространяется исключительно на несвязанные (финансовые) заимствования. В Программу обязательно включаются соглашения о займах, заключенных в предыдущие годы, если они не утратили силу.

Бюджетное законодательство предусматривает случаи, когда можно вносить изменения в предельные объемы внешних заимствований и Программу государственных внешних заимствований РФ. Договоры о заимствованиях РФ, исполнение которых требует увеличения утвержденных предельных объемов, заключаются только после внесения изменений в закон о бюджете.

Это требование не распространяется на договоры, заключенные Правительством РФ, если при этом оно осуществляет такую реструктуризацию внешнего долга, которая приводит к снижению расходов на его обслуживание, в рамках установленного предельного объема внешнего долга.

Вопрос № 81. Денежная система страны, ее элементы. Задачи государственного регулирования денежной системы. Экономические и юридические меры денежной и кредитной политики, их соотношение. Денежная реформа и деноминация.

Деньги – средство выражения стоимости товара, мера стоимости. Функции денег: определение меры стоимости, средство накопления, средство обращения, средство платежа, обслуживание товарообмена.

Денежное обращение – процесс непрерывного движения денег в наличной и безналичной формах.

Денежная система – законодательно закрепленное устройство денежного обращения, форма его организации.

Элементы денежной системы:

1) официальная денежная единица (рубль, состоящий из ста копеек);

2) эмиссия наличных денег;

3) организация и регулирование денежного обращения.

Официальной денежной единицей (валютой) РФ является рубль.

По ФЗ о валютном регулировании:

1) денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России;

2) средства на банковских счетах и в банковских вкладах.

Эмиссионная система представляет собой установленный порядок эмиссии и обращения денег. Эмиссия – выпуск денег в оборот, ведущий к увеличению денежной массы, находящейся в обороте. Эмиссию и контроль за объемом денежной массы определяет Банк России. ЦБР создаются резервные фонды РКЦ, в которых хранится запас денежных знаков, предназначенных для выпуска их в обращение в случае увеличения потребности хозяйства данного региона в наличных деньгах (в этом случае они переводятся в оборотные кассы).

Задачи регулирования денежной системы.

Главная задача – в поддержании правильного соотношения между доходами населения и организаций в денежной форме и стоимостью товаров и платных услуг, предлагаемых на внутреннем рынке. Денежная масса – совокупный объем нала и безнала.

Регулированию денежного обращения предшествует выработка ЦБР во взаимодействии с правительством кредитно-денежной политики.

Инструменты и методы кредитно-денежной политики:

1) процентные ставки по операциям ЦБР;

2) нормативы обязательных резервов;

3) операции на открытом рынке (купля-продажа ЦБР гос ценных бумаг, облигаций ЦБР)

4) рефинансирование кредитных организаций (их кредитование)

5) валютные интервенции (купля продажа ЦБР валют)

6) установление ориентиров роста денежной массы;

7) прямые количественные ограничения (установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение ими отдельных банковских операций);

8) эмиссия облигаций от своего имени.

Денежное обращение подразделяется на наличное и безналичное.

Денежная реформа – полное или частичное преобразование денежной системы с целью стабилизации и укрепления денежного обращения.

Деноминация – техническая операция, выражающаяся в замене старых денег новыми с приравниванием одной денежной единицы в новых знаках к большему количеству рублей в старых знаках. В процессе деноминации происходит сокращение денежной массы и изменяется масштаб цен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: