Государственные заимствования осуществляются в рамках соответствующих программ. Так, Программа государственных внешних заимствований РФ – это перечень внешних заимствований РФ на очередной финансовый год и плановый период по видам заимствований с отражением разницы между объемом привлечения и объемом средств, направляемых на погашение основного долга по каждому виду долгового обязательства. Перечень утверждается с разделением на несвязанные (финансовые) и целевые иностранные заимствования с указанием:
1. для несвязанных (финансовых) заимствований:
o источника привлечения;
o суммы заимствования;
o срока погашения;
2. для целевых иностранных заимствований:
o конечного получателя;
o цели заимствования и направления использования;
o источника заимствования;
o суммы заимствования;
o срока погашения;
o гарантий третьих лиц по возврату средств в федеральный бюджет конечным заемщиком, если для него предусмотрен такой возврат, с указанием организации (органа), предоставившей гарантию, срока действия и объема обязательств по гарантии;
|
|
o оценки объема использованных средств до начала очередного финансового года;
o прогноза объема использования средств в очередном финансовом году.
Программа внешних заимствований РФ отдельно предусматривает все займы, величина которых превышает 10 млн долл., на весь срок займа. Они реализуются только при условии их утверждения в составе Программы Федеральным Собранием. В Программе объем, детализированный по конкретным займам, должен составлять не менее 85 % общего объема внешних заимствований.
Правительство РФ или Минфин РФ вправе осуществлять внешние заимствования, не включенные в Программу, если они осуществляются в процессе реструктуризации внешнего долга, которая приводит к снижению расходов на обслуживание этого долга в рамках установленного предельного его объема. Данное право распространяется исключительно на несвязанные (финансовые) заимствования. В Программу обязательно включаются соглашения о займах, заключенных в предыдущие годы, если они не утратили силу.
Бюджетное законодательство предусматривает случаи, когда можно вносить изменения в предельные объемы внешних заимствований и Программу государственных внешних заимствований РФ. Договоры о заимствованиях РФ, исполнение которых требует увеличения утвержденных предельных объемов, заключаются только после внесения изменений в закон о бюджете.
Это требование не распространяется на договоры, заключенные Правительством РФ, если при этом оно осуществляет такую реструктуризацию внешнего долга, которая приводит к снижению расходов на его обслуживание, в рамках установленного предельного объема внешнего долга.
|
|
Вопрос № 81. Денежная система страны, ее элементы. Задачи государственного регулирования денежной системы. Экономические и юридические меры денежной и кредитной политики, их соотношение. Денежная реформа и деноминация.
Деньги – средство выражения стоимости товара, мера стоимости. Функции денег: определение меры стоимости, средство накопления, средство обращения, средство платежа, обслуживание товарообмена.
Денежное обращение – процесс непрерывного движения денег в наличной и безналичной формах.
Денежная система – законодательно закрепленное устройство денежного обращения, форма его организации.
Элементы денежной системы:
1) официальная денежная единица (рубль, состоящий из ста копеек);
2) эмиссия наличных денег;
3) организация и регулирование денежного обращения.
Официальной денежной единицей (валютой) РФ является рубль.
По ФЗ о валютном регулировании:
1) денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России;
2) средства на банковских счетах и в банковских вкладах.
Эмиссионная система представляет собой установленный порядок эмиссии и обращения денег. Эмиссия – выпуск денег в оборот, ведущий к увеличению денежной массы, находящейся в обороте. Эмиссию и контроль за объемом денежной массы определяет Банк России. ЦБР создаются резервные фонды РКЦ, в которых хранится запас денежных знаков, предназначенных для выпуска их в обращение в случае увеличения потребности хозяйства данного региона в наличных деньгах (в этом случае они переводятся в оборотные кассы).
Задачи регулирования денежной системы.
Главная задача – в поддержании правильного соотношения между доходами населения и организаций в денежной форме и стоимостью товаров и платных услуг, предлагаемых на внутреннем рынке. Денежная масса – совокупный объем нала и безнала.
Регулированию денежного обращения предшествует выработка ЦБР во взаимодействии с правительством кредитно-денежной политики.
Инструменты и методы кредитно-денежной политики:
1) процентные ставки по операциям ЦБР;
2) нормативы обязательных резервов;
3) операции на открытом рынке (купля-продажа ЦБР гос ценных бумаг, облигаций ЦБР)
4) рефинансирование кредитных организаций (их кредитование)
5) валютные интервенции (купля продажа ЦБР валют)
6) установление ориентиров роста денежной массы;
7) прямые количественные ограничения (установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение ими отдельных банковских операций);
8) эмиссия облигаций от своего имени.
Денежное обращение подразделяется на наличное и безналичное.
Денежная реформа – полное или частичное преобразование денежной системы с целью стабилизации и укрепления денежного обращения.
Деноминация – техническая операция, выражающаяся в замене старых денег новыми с приравниванием одной денежной единицы в новых знаках к большему количеству рублей в старых знаках. В процессе деноминации происходит сокращение денежной массы и изменяется масштаб цен.