Характерные произведения

· икона «Никита-воин» Прокопия Чирина (1593, хранится в Государственной Третьяковской Галерее)
икона «Иоанн Предтеча в пустыне» (20-30-е годы XVII века, хранится в Государственной Третьяковской Галерее

· Икона Богородицы Печерской с предстоящими святыми Никитой и Анастасией. Прокопий Чирин

· Святой Алексий (Третьяковская галерея)

Строгановская школа живописи возникла в конце XVI века. Она создалась на традициях новгородской. Ее начало было положено на севере, в Сольвычегодске. Возник строгановский стиль, строгановская школа, которая распространилась не только на Севере, но и в Москве и в городах верхней Волги.
Среди создателей строгановской школы были знаменитые мастера того времени (Прокопий Чирин, Никита Савин, Емельян Москвитин, Семенко Бороздин, Яков Казанцев, Гаврило Кондратьев), которые довели свое искусство до удивительной красоты и выработали ряд новых, утонченных приемов.
Характерные особенности композиций строгановской школы - их сложность и миниатюрность. Однофигурные и многофигурные композиции почти всегда усложнены пейзажем с низким горизонтом, а фона - "явлениями" и причудливыми облаками.
Композиции сюжетного порядка отличаются нагроможденностью палат, гор и многочисленными группами фигур. Растительность в живописи строгановской школы занимает значительное место.. В цвете деревья строгановского стиля остаются зелеными, но только более цветные и яркие. Листва их в различных формах, ближе к натуре. Стволы деревьев выполняются штрихами, условно передающими фактуру древесной коры.
Но, конечно, в своем построении они декоративны, просто в них шире используются формы живых деревьев. Горы в строгановской живописи состоят из мелких уступов и лещадок, наружные контуры их как бы изрезаны на мелкие частицы. Есть особенности и в письме животных. В строгановском письме лошади по формам одутловатые, как бы несколько ожиревшие, но вместе с тем эта полнота их очень красива, красивы повороты голов и изящны тонкие ноги. По цвету они очень ярки. Их мускулы отмечаются бликами с сильной светлой оживкой. Гривы и хвосты их расписываются твореным золотом с исключительной тонкостью и чистотой.
Мастера строгановской школы увлекались внешней красотой своей живописи, но наряду с этим в какой-то мере теряли содержание образа теряли и декоративную монументальность, силуэт, простоту и убедительность. Все это осталось позади, в забвении, и в результате произведения строгановской живописи приняли вид красивых дорогостоящих ювелирных предметов.
Для общего украшения работы по каймам писались твореным золотом сложные красивые орнаменты, составляющие богатое обрамление.

Фигура человека в Строгановском письме имеет сильно удлиненные пропорции, что придает ей стройность и элегантность. Одежды более яркие. В них начинают преобладать светлые ярко-красные, розовые, желтые и зеленые тона. В отделке одежды появляется масса мелких складок.

Икона Прокопия Чирина "Никита-воин"
Прокопий Чирин, так же как и другие известные иконописцы конца XVI – первой половины XVII века исполнил ряд произведений для семейства Строгановых. Святой мученик Никита был святым патроном Никиты Григорьевича Строганова, На иконе Прокопия Чирина святой Никита представлен в рост, в трехчетвертном повороте, молящимся перед образом Богоматери с Младенцем (в облаках, в правом верхнем углу иконы). Подобные изображения святых перед Христом или Богоматерью, широко распространившиеся в XVI и особенно в XVII веках Плотный темно-зеленый фон означает, что икона предназначалась под оклад. Здесь художник изображает подлинного витязя - современный художнику молодой представитель придворной знати. Изящный, несколько манерный изгиб его тела, в сторону парящего в облаках маленького изображения Богоматери с Младенцем придает всей композиции нарочитую изысканность. Все свое внимание художник отдал раскраске одежд своего воина-святого. сама фигура воссоздана мастером с помощью сложной волнообразной линии. Здесь перед нами все: и графика, и миниатюра — все эти элементы подчинены единой цели создания изысканнейшего красочного узора. Но вместе с тем, здесь, чрезвычайная аристократичность, указывающая на некий определенный тупик, когда все элементы цвета и композиции подчинены лишь одной самоцели: внешнему любованию своей красивостью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: