Интервью

Интервью является специфическим видом опроса. Чаще его применяют при пилотажном пробном исследовании для организации выборок на объектах сложной структуры (предприятия, организации).

Вопросник интервьюер заполняет при непосредственном контакте с респондентом на основании ответов последнего.

Личное интервью бывает индивидуальное и групповое. Этот метод является дорогостоящим, но он позволяет оптимизировать опрос за счет установления доброжелательных взаимоотношений. Поэтому интервьюеры должны проходить психологическую (коммуникативную) подготовку.

Телефонный опрос предполагает краткость беседы, которая не допускает личные и деликатные вопросы. Таким образом, такой опрос позволяет получать информацию в ограниченных тематических рамках.

Опрос с помощью почтовых писем является дешевым, но требует четкого определения вопросов. Кроме того, адресаты могут не ответить на поставленные вопросы.

Социально-статистическая диагностика позволяет получить мнение о различных социально-экономических преобразованиях, работе государственных и муниципальных органов управления, влиянии телевидения на молодежь и другие группы населения.

Контент анализ
Контент анализ – это количественный метод сбора данных, применяемый в социологии, политологии, психологии и других социальных науках. Суть метода заключается в переводе текстовой или графической информации к количественным показателям. Объектом контент анализа в социологии могут выступать самые разные носители информации. Исходя из этого можно выделить такие виды контент анализа как: контент анализ печатных СМИ, контент анализ документов, контент анализ радио и телеканала, контент анализ рекламы, анализ контента сайта и т.д. Можно выделить следующие этапы контент анализа: 1. Определение смысловых единиц контент анализа. К таким единицам могут относиться: · определенные слова или словосочетания; · части текстов, выражающих определенную тему; · события или факты, которые отражены в объекте контент анализа; · имена, фамилии людей, например, политических деятелей; Каждый исследователь самостоятельно определяет смысловые единицы, исходя из целей и задач проводимого исследовании. 2. Проведение контент анализа и обработка результатов. Определив смысловые единицы, исследователь подсчитывает их количество в изучаемом тексте, их процентное соотношение ко всему объему текста и определяет тем самым, характер и силу присутствия изучаемого им явления в тексте или другом носители информации. Для наглядности приведем пример контент анализа: политологи, изучая предвыборное обращение кандидата в президенты к избирателям, хотят понять, какие именно слои населения данный кандидат пытается привлечь на свою сторону. Политологи определяют, что слова и выражения «пенсия», «дотации», «забота о пенсионерах», «материальная помощь» - будут означать, что кандидат нацелен на пенсионеров и класс малоимущего населения страны, а такие слова и выражения как: «поддержка малого бизнеса», «привлечение инвестиций», «снижение ставок по кредитам» - будут означать, что кандидат в президенты видит в числе своих основных избирателей людей среднего и высшего класса, предпринимателей. Далее, исследователям остается лишь подсчитать количество тех и других слов и выражений и сделать выводы. Для обработки данных контент анализа применяются различные методы, такие как составление специальных таблиц, в которые вписываются значения каждой смысловой единицы исследования, специальные компьютерные программы для контент анализа и т.д. Контент анализ документов используется также при обработке открытых вопросов, данных фокус-групп или неструктурированных интервью.

4. Основные парадигмы исследований функционирования и эффектов массовой коммуникации в западной социологии: структурный функционализм, неомарксизм и Франкфуртская школа, Анненбергская школа (Дж. Гербнер), канадская школа исследований, семиотический подход Р. Барта и У. Эко, постмодернистские теории Ж. Бодрийяра, Ж. Лакана, Бирмингемская школа исследований. (СМК)

Структурно-функциональная традиция анализа массовой коммуникации

Идея функционализма как теоретической и методологической ори­ентации характерна для многих подходов в современных социальных науках. Общим для них является ракурс анализа, сосредоточенный на изучении одной части общества в ее связи к другой части или, за­частую, в отношении к обществу в целом. Так или иначе элементы функционального подхода присутствуют в концепциях, где общество или его части изучаются системным образом. Функциональный анализ в социологии возник как попытка применения в социальных нау­ках представлений, адекватных для анализа биологической реальности. В обществе изыскивались подобия органов, функционирование кото­рых обеспечивает жизнеспособность целого. Организация логических приемов и эвристических правил данного подхода определяются тем, что при объяснении общественного явления следует искать функцию, которую оно исполняет в более широком социальном или культурном контексте. При этом внимание исследователя сосредотачивается как на явных, так и неявных следствиях, имеющих как позитивную, так и негативную направленность. Применительно к социологии массовой коммуникации в рамках этой традиции анализа работали такие извест­ные специалисты, как, например, Р. Мертон (р. 1910), П. Лазарсфельд (1901-1976), Г. Лассвел (1902-1978).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: