Введение. Кафедра общественного здоровья и здравоохранения

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

СЕВЕРО-ОСЕТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ

АКАДЕМИЯ

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения

БИОМЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА

(методические рекомендации к семинарским занятиям

Для студентов)

СОСТАВИТЕЛИ:

Проф. О. Н. Гурциев, проф. З. Р. Аликова, ст. преп. А. П. Гудцова,

асс. З. А. Бадоева.

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

З. Т. Астахова – д. м. н. профессор зав. кафедрой госпитальной терапии,

А. Р. Кусова – д. м. н. профессор зав. кафедрой гигиены и медицинской

экологии

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире в связи с развитием новых технологий в медицине и широким внедрением их в практику возник целый ряд этико-правовых проблем биологии и медицины, которые получили название биоэтики (биомедицинской этики).

Биоэтику следует рассматривать как новое направление в этике. Сам термин определяет суть этого направления. Термин состоит из двух составляющих: bios (греч.) – жизнь и ethica (греч.) – этика, т. е. получаем дословно этика жизни.

Высшая цель медицинской науки – дать людям знания. Высшая цель медицинской практики – опираясь на знания, добытые наукой, удовлетворить потребности человека и общества по сохранению и поддержанию здоровья и самой жизни.

Высшая цель биоэтики – разрешать противоречия между интересами личности и общества, возникающие в ходе прогресса науки и медицинской практики. Таким образом, этика является мерой и критерием разрешения конфликта интересов, возникающих в процессе прогресса науки.

Современная биоэтика основывается на уважении к жизни и достоинству каждого человека, интересы которого в любых случаях должны быть выше интересов науки и общества.

Одним из коренных положений биоэтики является автономия (неприкосновенность) психического и физического статуса человека, что требует строгого соблюдения правил информированного согласия пациента и общества на проведение лечебных или профилактических мероприятий.

Особое значение биоэтика приобрела в связи с поразительными успехами современной генетики, внедрением искусственного оплодотворения, лекарственным «взрывом», наводнением внешней среды ксенобиотиками, разработкой новых способов регуляции деторождения, прогрессом трансплантологии, развитием вакцинопрофилактики инфекционных и вирусных заболеваний человека.

Ведущей причиной развития биоэтики стало также движение за демократические права, массовое распространение и утверждение в общественном сознании населения западных стран либерально-демократических идей об индивидуальных правах и свободах, о примате прав человека, в контексте которых не могли не получить нового осмысления и права пациента как их составная и наиважнейшая часть.

Широкое внедрение в практику новейших технологий вызвало к жизни комплекс морально-этических и правовых проблем, решение которых в рамках традиционной медицинской этики оказалось весьма затруднительным, а порой и невозможным.

Следует особо подчеркнуть междисциплинарный характер проблем биоэтики, то обстоятельство, что в их изучении перекрещиваются интересы медицины, биологии, философии и юридических наук.

Факторы, способствующие формированию и развитию биоэтики:

- необходимость контроля (этического, правового, общественного) за исследовательской деятельностью во многих областях медицины, ибо эта деятельность затрагивает фундаментальные ценности общества и человека;

- возрастание роли биомедицинского права (ряд проблем уже не может быть урегулирован традиционными этическими нормами, для этого требуется правовой контроль);

- необходимость этического и правового регулирования экспериментальных исследований на животных и людях, размах которых возрастает в геометрической прогрессии, и соответственно решение важнейшей задачи – минимизации риска, страданий и боли для испытуемых, защита их интересов;

- медикализация как двуединый процесс: феномен чрезвычайного возвышения ценности здоровья и гигантски возросшая роль медицинской науки и практики в современном обществе;

- нарастающее внимание к проблеме реализации принципа социальной справедливости в системе здравоохранения (особенно в условиях страховой медицины, коммерциализации медицинских услуг) и социальной помощи (вопросы распределения все более ограниченных ресурсов);

- возрастающее значение морального плюрализма при разрешении тех биоэтических ситуаций, когда вовлеченные в них люди вынуждены брать на себя ответственность за установление пределов своего собственного существования, сознательно преступая границы собственной религиозной, этнической, политической, расовой и сексуальной идентичности;

- глобализация биоэтических проблем, наличие и решение которых затрагивает интересы всего человечества (отнюдь не случайно коллективный поиск моральных решений в области медицины возглавляет Всемирная организация здравоохранения – ВОЗ, а в последнее время и Всемирная медицинская ассоциация – ВМА.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: