Принцип взаимности просто говорит, что вы получаете то, что отдаете. Манера, стиль, уровень, которые вы используете, чтобы привлечь к себе людей, будут определять то, как они реагируют на вас.
Вы испытываете взаимность в самых элементарных вещах каждый день. Вы случайно встречаете кого-то из своих знакомых, и этот человек говорит "Привет! Как поживаешь?" И вы отвечаете: "Прекрасно. А ты?" И он или она скорее всего ответит: "Замечательно. Просто замечательно". Ничего удивительного. Небрежный, поверхностный, вежливый обмен приветствиями. Редко случается такое, чтобы тот или иной из таких случайных собеседников разразился слезами и сказал, что позапрошлой ночью застал свою супругу в кровати с каким-то негодяем. Такого рода взаимодействие было бы совершенно неуместным, когда кто-то хочет просто вежливо и поверхностно поприветствовать другого человека. Все типично и предсказуемо, вы получаете то, что даете.
Это же самое взаимодействие могло бы произойти на совершенно другом уровне. Вы могли бы начать разговор, сказав: "Боже мой, ты выглядишь расстроенным. Что-нибудь случилось?" Теперь вы установили взаимодействие на более глубоком уровне и можете получить более оригинальный ответ. Поскольку вы заинтересовались другим человеком на более глубоком уровне, вы можете ожидать более интимного обмена информацией.
Существует бесконечное количество стилей, способов и уровней нашего взаимодействия с другими людьми, и мы можем выбрать любой из них в зависимости от ситуации. Но есть неизменный стереотип, который определяет, кто вы в глазах окружающих. Совокупность этих взаимодействий — вот что определяет реакцию людей на вас и, следовательно, ваше переживание мира.
У людей действительно есть стиль, и у вас есть стиль, какой-то способ бытия. Об одних людях можно услышать: он всегда нападает, она — расчетливый потребитель. Некоторые люди подходят к жизни как к сражению: они враждебны, даже взрывоопасны. Другие застенчивы и ожидают, что их будут подавлять, и так происходит на самом деле. Ваш подход к жизни предопределяет, что вы получите от нее в ответ. Вы можете жаловаться на то, как люди реагируют на вас, но поверьте мне, вы сами создаете это, так же, как и все остальные создают те реакции, которые получают от мира.
Честно оцените ваш стиль установления контакта с людьми, и вы начнете понимать, почему мир отвечает вам именно так, а не иначе. Чтобы помочь вам, я приведу некоторые примеры таких стилей, на которые мир весьма предсказуемо отвечает взаимностью. Возможно, вы узнаете в них себя, а может быть, составите свою собственную особую категорию.
"Дикобраз"
Кажется, что эти люди просто ищут повода для ссоры. Они вступают в каждую ситуацию, ожидая, что их обидят. Они придираются ко всему, что происходит вокруг. Неважно, что это за ситуация, они быстро относят на свой счет любое действие или утверждение, находя его оскорбительным для своей чувствительной натуры. Они очень колючие. Попытаться сблизиться с ними — все равно, что попытаться обнять дикобраза. В результате люди, если и контактируют с ними, то стараются держаться на почтительном расстоянии. Мир понимает, что взаимодействовать с дикобразом — это проигрышное дело. Дикобразы обычно жалуются на то, как равнодушны окружающие их люди; неприветливость других людей расстраивает их. Кажется, что дикобразы не отдают себе отчет в том, как они себя ведут, и в том, что люди просто отвечают им тем же.
"Лапы вверх"
Мы все сталкивались с собаками, с которыми кто-то так плохо обращался, что когда мы к ним приближаемся, они просто ложатся, переворачиваются на спину и поднимают лапы вверх в совершенно беззащитной позе. Некоторые люди ведут себя таким же образом: "Я виноват. Я все испортил. Я заслуживаю побоев, так что позвольте мне принять такую позу". Они сообщают миру о своем понимании того, что в каждой ситуации есть те, кто наказывает, и те, кого наказывают, и они ожидают, что окажутся наказываемыми. Эти люди приглашают мир выпороть их. Для них очевидно, что существует определенная иерархия, в которой они займут нижнюю ступень. Мир охотно окажет им эту услугу.
"Король или королева леса"
Это человек, который дает окружающим почувствовать, что они — неумытые крестьяне, которым посчастливилось присутствовать при чрезвычайно важной особе. Они просто легенда в своих собственных глазах. Эти люди говорят о своих делах и событиях своей жизни так, словно они захватывающе интересны для всех. Сказать, что эти люди высокомерны и что у них непомерное самомнение, недостаточно. Короли и королевы леса совершенно убеждены в том, что вся вселенная вращается вокруг них. Мир отвечает им негодованием. Члены семьи и сотрудники будут часто саботировать короля или королеву, используя скрытое пассивно-агрессивное поведение. Например, когда начнется Дождь, никто не удосужится сказать им, что он или она оставили окна своей машины открытыми. Король и королева леса даже не подозревают, с какой радостью люди с отпразднуют их кончину, — таков их жизненный опыт.
"Позер"
С тем же успехом эти люди могли бы быть манекенами в витрине магазина. Они ведут себя в самой неестественной манере, какую только можно себе представить. Они ведут себя так, как если бы глупость была добродетелью, а поверхностность — божественной. Их цель — выглядеть лучше, чем вы, и быть уверенными, что вы это знаете. Они тратят большую часть своего времени, принимая позы, и используют ложную самокритику, чтобы напроситься на комплименты. Пытаться заставить позера почувствовать себя в безопасности все равно, что пытаться наполнить бездонный колодец. Поскольку они настаивают на поверхностном общении с миром, Позеры создают жизненный опыт, лишенный искренности и близости.
"Люди-пожиратели"
Люди-пожиратели имеют одну изысканно простую цель: контролировать всех и все. Они намерены управлять вашей жизнью, жизнью других людей и всем тем, чем вы имели несчастье поделиться с ними. Они господствуют во всех отношениях. Люди-пожиратели расскажут вам, что вы думаете и как вы себя чувствуете. Они будут использовать вас и всех окружающих, чтобы получить то, чего они хотят. Если вы или кто-то другой пострадает от несчастного случая, — это незначительное неудобство, Люди-пожиратели будут просто доставать кого-то еще. В этом отношении они имеют ненасытный аппетит. Поскольку Люди-пожиратели выстраивают свое общение с миром таким образом, их отношения полностью и болезненно односторонни. Реакция других людей на них характеризуется бунтом, непринятием или пассивностью обиды. В конечном счете, жизненный опыт Людей-пожирателей — это сплошное разочарование и одиночество.
"Королева трагедии"
Для этих истеричек никакое из жизненных событий, даже самое заурядное, не является обычным. Каждая их болезнь — самая страшная, какую когда-либо видели доктора. Каждое маленькое повреждение машины становится жуткой аварией, когда они рассказывают о случившемся. Каждая фраза, отпущенная в их адрес, становится самой приятной, самой теплой, какую они только слышали, или самой грубой, самой злобной, какую только можно представить. Эти люди способны написать трагедию, наблюдая за тем, как высыхает краска на стене. Они взаимодействуют с миром, жертвуя даже тенью правдоподобия. Окружающие очень скоро понимают, что имеют дело с театральным представлением и не придают значения тому, что они говорят. В любой ситуации становится невозможным принимать Королеву трагедии всерьез. Их жизненный опыт отмечен бесплодностью усилий и множеством улыбок и кивков.
"Жертва"
Эти люди ни за что не отвечают. Все, что делается, делается не ими, а по отношению к ним, или с ними, или для них. Они видят себя пленниками злого рока, и никто не в силах им помочь. Жертвы — нытики, плаксы и обвинители. Мир быстро устает от их виноватого выражения лица и абсолютно не уважает их человеческие способности. Их жизненный опыт отмечен пассивностью, отсутствием контроля и неспособностью преодолевать препятствия.
"Эйнштейн"- аналитик
Эти всезнайки являются типичным примером парализующего действия постоянного анализа. Они до скуки критически разбирают каждую ситуацию. Они совершенно Упускают суть любой ситуации, в которой участвуют, а поэтому и жизни в целом. Взаимодействуя с миром, они выглядят умными, но непрактичными. Поскольку их сверханализ надоедает людям, Эйнштейнов обычно избегают. Они создают жизненный опыт, характеризующийся бесцветностью и отсутствием человеческих связей.
"Сплетник-заговорщик"
Сплетники-заговорщики постоянно оглядываются и нашептывают вам захватывающую "правду", которую знают только они и которой делятся только с вами. Их воспринимают как людей, вмешивающихся в чужие дела и не заслуживающих доверия. Мир быстро распознает, что если они рассказывают что-то вам, то они расскажут это и о вас. Люди обращаются с ними самым осторожным образом. Никто не желает обеспечивать Сплетников-заговорщиков информацией, которая станет темой следующей сверхсекретной встречи. В конечном счете, их пристыжают. Они уничтожают себя тем, что снова и снова пытаются создать связи, доверие и близость за счет других.
"Да, но..."
Из всех животных, которые когда-либо ходили вертикально и пользовались пальцами, эти люди, возможно, самые разочаровывающие. Не имеет значения, что вы говорите, какое решение предлагаете, какой вклад можете сделать, их ответ всегда будет: "Да, но...", за которым следует бесчисленное количество причин, по которым ваше предложение не может и не будет работать. Поскольку столкновение с ними может быть таким расстраивающим, люди избегают их как кислого молока. Они разочаровывают и разочаровываются. Они создают жизненный опыт, который приводит их к ссоре с миром и со всеми в этом мире.
"Скарлетт О'Хара"
Сталкиваясь с трудностями, эти люди предпочитают игнорировать их. "Я подумаю об этом завтра, — говорят они. — Завтра будет другой день". Мир, покачивая головой, не проявляет к ним уважения, воспринимая этих Скарлетт О'Хара как людей нереалистичных и похожих на водителя, заснувшего за рулем. Как только другие люди видят, что они не собираются решать проблемы в своей жизни и что любые попытки помочь им тщетны, эти усилия быстро прекращаются.
"Маска"
По иронии, энергия, с которой эти люди стараются спрятать "нечто" в своей жизни, очень часто делает очевидным тот факт, что они что-то скрывают. Тем не менее, усилия мира, направленные на то, чтобы пробиться сквозь маску, наталкиваются на сопротивление и еще более очевидный обман. В результате окружающие справедливо делают вывод, что Маски вовсе не такие, какими пытаются казаться. Крайнее недоверие людей к Маске препятствует ее успеху. Что касается Маски, то глубокие отношения для нее, фактически, невозможны.
"Джекилл-и-Хайд"
Как предполагает само имя, эти люди совершенно непредсказуемы. Тот самый человек, которому вы сегодня открылись в своей ранимости, на следующий день может оказаться совершенно не заслуживающим эмоционального доверия. Люди понимают, что Джекилл-и-Хайд их надует. В результате барьер страха и недоверия создает для Джекилла-и-Хайда проблемы недоверия со стороны мира.
Персонажи романа Р.-Л. Стивенсона "Доктор Джекилл и мистер Хайд" — две противоположные личности, живущие в одном человеке (Прим. пер.).
"Пай-мальчик"
В реальной жизни некоторые люди имеют злое сердце и грязные намерения. Но Пай-мальчики и Пай-девочки остаются невероятно слепы по отношению к подобным фактам. Они полагают, что могут позволить себе оставаться чистыми и невинными, не отягощая себя необходимостью быть мудрыми. Они испытывают неловкость, когда слышат непристойные выражения. Они ведут себя в такой ханжеской манере, что оказываются вне основного потока жизни. Я говорю не о людях по-настоящему нравственных, а о тех, кто пытается навязать крайне нереалистичные требования себе или другим.
"Совершенство"
Эти люди решили быть самим совершенством, в отличие от остальных. Они преподносят эту цель так, словно это добродетель. Они должны быть совершенными. Фактически, такая формулировка их призвания характеризуется самонадеянностью и высокомерием. Они не думают, что вы можете быть совершенством, — только они. Так что они на голову выше вас: "Вам можно иметь недостатки, а я должен быть совершенно идеальным". Но поскольку совершенства не существует, эти люди постоянно разочарованы. Они никогда не соответствуют тому стандарту, который сами установили. Хотя их жизнь характеризуется постоянным саморазрушением и отсутствием радости, они хвастливо заявляют "Я приверженец безупречности". Мир отвечает: "Ты обречен".
"Паникер"
Мир вокруг рушится, и Паникеры знают об этом. Где бы это ни было: на работе, дома, в личных отношениях, в экономике, погоде — крушение близится, и они уверены в этом так же, как в том, что земля вертится, и эта катастрофа будет ужасна. Эти люди тревожны и назойливы. Они переходят от одного воображаемого кризиса к другому. Окружающих этот спектакль раздражает и утомляет.
"Нытик"
Для этих людей все не слава Богу. То слишком жарко, то слишком холодно. Слишком далеко, слишком трудно, они слишком устали. Если дать им возможность говорить, они поведают вам о том, что их постигла новая беда. Никто не обращает на них внимания или не проявляет должной заботы. Жизнь несправедлива. Они не получают того, что получают все остальные. Стоны, жалобы, плач. Эти люди воспринимают жизнь как мучение и суровое испытание. В ответ окружающие хотят тряхнуть их и заорать: "Замолчи и начни решать свои проблемы! Но сначала замолчи!"
"Обвинители"
Эти ребята выяснили, что чувство вины — это шило, оружие, которое должно быть использовано для того, чтобы держать других под контролем и манипулировать ими. Они используют чувство вины, чтобы подавлять людей. Они могут плакаться или быть мучениками, но вы, в любом случае, горько обидели их, и за ваш проступок вы пожизненно приговорены к чувству вины и стыда за то, кто вы такой, или за то, что вы думаете и чувствуете.
По мере того, как вы прорабатывали этот список, вы могли обнаружить себя, или, по крайней мере, некоторые образы, которые описывают ваш стиль взаимодействия с окружающими. Я призываю вас осознать, что этот стиль влияет на ваше взаимодействие с миром. Бьюсь об заклад, вы узнали в этом списке многих своих знакомых. Надеюсь, это дает вам понимание того, как и почему они имеют именно такой жизненный опыт, какой у них есть.
Однажды признав и приняв второй закон, вы перестанете быть жертвой. Это все равно, что сидеть одному в движущейся машине. Вы не умеете водить машину и не ожидаете ничего, кроме катастрофы. Сядьте за руль. Начните осознанно, целенаправленно и активно создавать ту жизнь, которая вам нужна, вместо того, чтобы страдать от той, которая вас не устраивает.
Здесь я хочу остановиться, чтобы напомнить вам кое-что, что мы обсуждали в первой главе: то, что вы не можете не выбирать. Даже отказ от выбора — это выбор. Поэтому вы не можете сказать: "Фил, я не хочу нести ответственность за выбор последствий. Я бы не хотел, чтобы ты говорил мне это". Но я говорю вам. Более того, этот закон действовал в вашей жизни еще до того, как я рассказал вам о нем. Я просто заставляю вас осознать его, так что вы можете пользоваться этим осознанием, чтобы создавать другой жизненный опыт. Осознание того факта, что вы не можете не выбирать, означает, что каждый день каждым действием и каждой мыслью вы совершаете выбор, который создает ваш повседневный опыт минута за минутой, день за днем. Делайте это с осознанием того влияния, которое ваши мысли и поведение оказывают на вашу жизнь, как на внутреннюю, так и на внешнюю. Вывод: Вы ответственны за то, какую жизнь вы ведете, за то, что чувствуете и как реагируете на нее.
По определению, по мере того, как вы меняетесь, вы начинаете делать вещи, которых не делали раньше. Это означает, что территория, на которую вы входите, является новой, неизвестной, и это уже не часть привычной вам жизни. Как следствие, она может сначала не понравиться вам. Это грустная правда, но человек по природе своей склонен осуждать и сопротивляться новым или непонятным для него вещам. Однако сознательным усилием вы можете преодолеть это человеческое качество. Осознанно включите свою силу воли. Будьте готовы экспериментировать и пробовать что-то новое.
Я не могу вспомнить ни одного момента в моей жизни, когда мой опыт был бы обогащен или качество жизни повысилось бы благодаря сказанному мной "нет". И я могу вспомнить большое количество случаев, когда моя жизнь стала лучше просто потому, что я сказал: "Хорошо, конечно. Я попробую". Относилось ли это "да" к кино или спектаклю, которые, как я думал, не понравятся мне, или к тому, чтобы пойти в колледж, но я открывал новые высоты только тогда, когда проявлял волю и желание. Я никогда не получал больше, чем хотел, позволяя своей рассудительной, уставшей, апатичной натуре брать надо мной верх.
Будьте любопытными и открытыми ко всему новому и неизведанному. Учитесь дальше. Это не означает, что вы должны воздерживаться от верных суждений или безрассудно рисковать во имя силы воли. Если кто-то говорит: "Эй, попробуй кокаин. Тебе понравится", — то, очевидно, что это не тот момент, когда нужно проявлять любопытство или готовность испытать что-то новое. Скажите им, пусть сами его нюхают! Но вы знаете, о чем я говорю. Преодолейте вашу привычную хандру. Выберитесь из привычной колеи и оглянитесь вокруг. Вы можете быть по-настоящему удивлены. Чем дольше вы были пойманы в ловушку иррационального и болезненного образа жизни, тем труднее создавать новый. Иногда вы можете сразу сделать целый шаг, а иногда создавать пути к отступлению.
Дженни
Несколько лет назад мои семинары посещала женщина, которая на протяжении своего детства и ранней юности подвергалась сексуальным домогательствам и, в конечном счете, была неоднократно изнасилована своим отцом. Когда мы познакомились, ей было 50 лет, и она была замужем более 30 лет. Дженни призналась мне, что она чувствует себя отвратительной, обесчещенной, недостойной своего мужа. Ее глаза наполнились слезами, когда эта потрясающе красивая женщина рассказала мне, что каждый раз, видя в зеркале свое отражение, она чувствует омерзение: она испытывала отвращение к собственной сексуальности и ненавидела свое тело. Она призналась, что отвращение к самой себе было таким сильным, что она готова была изуродовать свои руки и ноги лезвием или раскаленными ножом или ложкой.
На протяжении ее замужества физическая и эмоциональная близость с мужем была фактически невозможна, поскольку, как она с готовностью признала, она чувствовала что секс был грязным и унизительным. Отец все еще удерживал ее так сильно, что, думая о нем или любом другом мужчине, она испытывала прежние эмоции. Каждый раз когда ее муж приближался к ней, ее бросало в дрожь и едва ли не рвало из-за возможной близости.
Несмотря на бесконечное терпение любящего мужа, Дженни чувствовала себя так, словно ее отец оставил на ней несмываемое пятно. На интеллектуальном уровне она понимала, что сексуальность — это драгоценный дар любви и доверия, которым могут поделиться мужчина и женщина. Однако в душе Дженни была убеждена, что отец лишил ее этого дара. Чем больше она старалась похоронить свою боль и чувство вины, тем больше это ее мучило, отравляя ее брак и ее представления о самой себе. Она с трудом выносила столкновение с этой проблемой лицом к лицу, и даже сама мысль об отце, теперь уже мертвом, причиняла нестерпимую боль.
Она вспомнила тот момент, когда попыталась рассказать матери, что происходит. Ответ матери был оскорбительным. Дженни была наказана за свои "грязные мысли" о "любящем" отце. Напуганная, одинокая Дженни, которой не к кому было обратиться, ушла в себя и страдала молча, испытывая стыд, — все-таки, "плохая девочка должна страдать". В своем представлении Дженни была развратной и думала, что будет такой всегда. Страшась, что люди могут увидеть или почувствовать в ней это зло, и убежденная, что сделала что-то плохое, она чувствовала, что ее справедливо осуждают.
Дженни рассказала мне, что чувствовала себя словно запертой в темной, холодной комнате. Она чувствовала себя маленькой, одинокой и испуганной. Поскольку страдала она, а не ее отец, ей было ясно, что "плохой" должна быть именно она. Дженни вспомнила, как священник, выступавший на похоронах отца, встал, чтобы торжественно произнести речь о порядочности и добродетельности ее отца, и ей хотелось броситься к его ногам и закричать: "Нет, это не правда! Он обидел меня!" Но тогда, как и всю последующую жизнь она хранила молчание, оставаясь одна со своей болью и чувством вины.
Если в этом и было что-то хорошее, так это то, что Дженни соглашалась с тем, что отчаянно хочет вырваться из этого темного и холодного места. Она сама признавала, что между ней и ее мужем стоит глухая стена, которую она ненавидит. В течение шести дней трудной работы на семинаре я помогал Дженни понять, что ее отец, очевидно больной и подлый человек, до сих пор держит ее под контролем, даже из могилы.
Эта прямое столкновение было очень трудным для Дженни. После нескольких дней долгой и тяжелой работы она стала преодолевать эпидемическое поведение в своей жизни. Опыт ее детства стал предметом явного отрицания. Дженни отказывалась признать его, даже перед самой собой. Она, по сути дела, исключила секс из своего брака, и раздражители, которые вызывали у нее ужасные чувства, были редкими, если вообще были. То, что появлялось из мира отрицания, было жутким и вызывало в ней желание бежать прочь.
Будучи красивой и живой женщиной, в жизни Дженни казалась себе самой надежной опорой для своих близких. Она была из тех, к кому друзья приходят, когда на душе скверно. Она была сильным человеком, к которому люди обращались в трудных ситуациях. Обнаружить перед миром или даже перед собой, что на самом деле она — больной целитель", значило сорвать утешающую социальную маску.
Преодолеть эту инерцию было для Дженни, вероятно, самой трудной задачей. По мере того, как этот предмет ее детского опыта оказывался все больше и больше в фокусе ее внимания на семинаре, ее страхи и парализованность становились разрушительными. Но Дженни продолжала двигаться. Она продолжала упорно работать, зная, что это ее время и ее очередь. Это путешествие вело ее через какие-то темные коридоры, в которых были не воображаемые, а настоящие чудовища. Даже при всей любви и помощи тех, кто окружал ее, по этим коридорам ей приходилось идти одной.
Она стала осознавать, что потеряла свою силу, позволив отцу контролировать и отравлять свой брак и представления о самой себе. Она увидела, что ее отказ от контроля в пользу отца был равносильно продолжению насилия. День за днем он продолжал отнимать у нее чувства доброты и достоинства.
Очень сложной проблемой для Дженни было то, что боль так долго удерживала ее в своей тюрьме, что она почти потеряла надежду. Плачущая, с опущенной головой, она выглядела такой маленькой, такой одинокой, что мне хотелось обнять ее и утешить. Я хотел это сделать, но удержался. Реалист внутри меня знал, что если она когда-нибудь выберется из этой эмоциональной тюрьмы и вернет чувство собственного достоинства и силу, она должна будет стоять на своих собственных ногах, довести свою борьбу до конца и заявить, что она больше не будет жертвой своего отца. В конце одного из наших разговоров я озадачил ее рядом вопросов:
Что, если вы заслуживали прежде и заслуживаете сейчас гораздо лучшего?
Возможно, вы ошибаетесь и на самом деле не виноваты?
Может быть, ваша мать была просто слишком слабой, чтобы поверить и защитить вас?
Что, если еще не поздно? Что можно изменить?
А если это вы сами, а не он, держите себя в этой тюрьме все это время?
Может быть, дверь в ту холодную, темную комнату закрывается изнутри, а не снаружи?
Если бы прямо здесь и сейчас я сказал вам, что вы должны сделать, чтобы стать свободной, сделали бы вы это, каким бы жутким и пугающим это ни показалось?
Эти вопросы, очевидно, смутили ее, но я видел также, что надежда еще теплится у нее в душе: "Может быть, просто может быть..." Столкновение с реальностью смутило ее привычное восприятие. Она должна была столкнуться с мыслью о том, что она сама держала дверь тюрьмы закрытой, и ей следует стать тем, кто откроет ее. Моя стратегия состояла в том, чтобы заставить ее заявить о своем праве на собственные чувства, а затем о праве жить с чувством собственного достоинства и самоуважения. Дженни боролась за себя не на жизнь, а на смерть шесть долгих, трудных дней. Она прорубила окно в стене своей тюрьмы. Я молился, чтобы она не позволила ему закрыться.
Мой следующий вопрос был очень важен: "Надоело ли вам это до крайней степени? Надоело ли вам настолько, чтобы защищать себя прямо сейчас и заявить о своем праве на лучшую жизнь? Независимо от того, с кем вам придется столкнуться, и независимо от того, что вам придется сделать? Ухватитесь ли вы за эту возможность?"
Дженни тряслась и рыдала, слезы лились по ее лицу, но она впервые взглянула на меня прямо и сказала: "Да, если это мое время, если это моя очередь, я хочу это сделать и сделать прямо сейчас".
Другие участники семинара были свидетелями этого путешествия. Без ведома Дженни я вызвал добровольца, который подходил по своим внешним данным под описание ее отца, вплоть до очков в темной оправе. Она не знала и о том, что я поместил этого человека прямо за ее спиной. Я сказал ей: "Если вам надоело это, если вы не хотите оставаться заключенной даже на минуту, то скажите ему прямо сейчас, что он сделал с вами". И без предупреждения развернул ее.
Мне было бы трудно описать силу последовавших эмоций. Тридцать лет боли, ненависти прорвались, когда она выкрикнула: "Ты — сукин сын. Я была просто маленькой девочкой. Ты убил мою душу и забрал мою невинность. Ты — отвратительная, трусливая свинья. Я забираю себя обратно.
Плевала я на тебя. Ты больше не сможешь меня обидеть. Ты больше не будешь влиять на меня. Ты больше не будешь держать меня в тюрьме. Я больше ни одного дня своей жизни не буду чувствовать себя грязной и униженной. Это ты — плохой, а не я. Не я. Ты слышишь меня? Это не я. Ты меня слышишь? Я расплачивалась слишком долго. Боже мой, я достаточно заплатила. Я хорошая и чистая женщина".
Он лишил ее счастья в браке. Он лишил ее чувства собственного достоинства. Он лишил ее самой себя. Теперь, наконец, Дженни признала правду и взяла на себя ответственность, которая принадлежала ей. Кроме того, она осознала, что именно она сказала последнее слово о том, какое влияние действия отца будут оказывать на ее жизнь. Она отказалась продолжать создание жизненного опыта, полного чувства вины и страдания.
В те же критические минуты я увидел еще одно подтверждение силы и смелости Дженни, потому что она простила его. Не для него, а для самой себя. Она простила, чтобы сломать свои собственные оковы.
Дженни рискнула, потому что была по-настоящему готова измениться. Дженни рискнула, потому что ей нечего было терять. Она пришла к точке готовности к изменениям, протянула руку, ухватилась и заявила о своем месте в этом мире: Я хорошая и чистая женщина.
Это захватывающее столкновение произошло десять лет назад, но история на этом не закончилась. Недавно Дженни позвонила мне. Она рассказала мне, что ее муж внезапно сильно заболел и умер за день до ее звонка мне. Она рассказала, что тем вечером, когда он умер, она пообещала ему, что позвонит мне для того, чтобы поблагодарить меня. Оставшись одни в больничной палате, эти двое сказали друг другу свои последние и самые искренние слова. Он поблагодарил ее за то, что она разделила с ним свою жизнь, и сказал ей: "Спасибо тебе за то, ты имела мужество выйти из своей холодной, темной комнаты в мои объятия и в мое сердце.
Последние десять лет, что мы были вместе, стоили тридцати лет ожидания".
Все это началось с того момента, когда Дженни решила что еще не поздно, что она заслуживает намного большего и что она не будет больше отказываться от самой себя. Это не меня нужно было благодарить, а Дженни, потому что она взяла на себя ответственность. Воспользовавшись Законом №2, Вы сами создаете собственный жизненный опыт. Дженни изменила свою жизнь. А вы?