Заикание — сложное речевое расстройство, требующее дальнейшего углубленного изучения. Среди многочисленных речевых нарушений оно одно из немногих, механизмы которого до конца не раскрыты, не объяснены в такой степени, чтобы можно было, опираясь на них, разобрать высокоэффективную методику устранения этого дефекта. Именно недостаточная разработанность проблемы механизмов заикания обусловливает в настоящее время многоаспектность воздействия на заикающегося. Современный подход к преодолению заикания настоя-
тельно требует разработки и применения дифференцц. рованных методов коррекции данной речевой патолощи Именно с позиций дифференцированного подхода следует не только устранять, но и настоятельно изучать заикание. В настоящее время механизмы заикания рассматриваются неоднозначно.
Во-первых, оно трактуется как сложное невротическое расстройство, которое является результатом ошибки нервных процессов в коре головного мозга, нарушения кор-ково-подкоркового взаимодействия, расстройства единого авторегулируемого темпа речевых движений (голос, дыхание, артикуляция).
|
|
Во-вторых, заикание трактуется тоже как сложное невротическое расстройство, но явившееся результатом зафиксированного рефлекса неправильной речи, первоначально возникшей в результате речевых затруднений разного генеза.
В-третьих, заикание понимается как сложное, преимущественно функциональное расстройство речи, появившееся вследствие общего и речевого дизонтогенеза и дисгармоничного развития личности.
В-четвертых, механизм заикания можно объяснить на основе органических изменений центральной нервной системы. Этот механизм также еще недостаточно изучен. Возможны и другие варианты объяснения механизмов заикания. Но в любом случае надо учитывать нарушения физиологического и психологического характера, составляющие единство. Один подход — только физиологический, нейрофизиологический, психологический, психолингвистический — недостаточен для объяснения механизма заикания. Возможно, что единого механизма заикания нет, есть разное заикание у каждого заикающегося в разных ситуациях общения и деятельности. В этом случае целесообразно разрабатывать дифференцированные методики коррекционного воздействия на заикающихся.
Один из важных вопросов, требующих решения, — преемственность в работе логопедов дошкольных и школьных учреждений. Заикающийся ребенок, посещавший речевой детский сад, поступая в школу, теряет связь с прежним логопедом и не всегда устанавливает контакт со школьным логопедом. Документов, регламентирующих эту связь как обязательную, не существует. Про-
|
|
должение коррекционного воздействия на заикающегося зависит от настойчивости родителей ребенка или от желания школьного логопеда сформировать группу заикающихся школьников. Таким образом, результаты устранения заикания, полученные в дошкольном возрасте, с приходом ребенка в школу не только не закрепляются, но в новой среде заикающийся школьник теряет приобретенное, наступает рецидив заикания, ухудшаются условия социальной адаптации ребенка. На современном уровне развития логопедической помощи в стране можно наметить следующие пути решения проблемы преемственности. Один из путей — катамнес-тическое изучение заикающихся, проведенное через 1 —
3 года после посещения речевого дошкольного учреждения, оно может послужить созданию связи между детским садом и школой.
Второй путь решения вопроса о преемственности — повышение психологической грамотности логопедов. Через изучение тех психологических характеристик, которые должны отражать в своем заключении о ребенке логопеды дошкольных учреждений, школьный логопед получит необходимый материал. Имея данные о личности заикающегося ребенка в раннем детстве, школьный логопед продолжает изучение личности ребенка, его поведения, микросреды в новых условиях деятельности и в соответствии с этим определяет логопедический и обязательно психотерапевтический путь воздействия. На логопедических занятиях с заикающимися младшими школьниками следует создавать щадящий переход к новой деятельности, планируя и проводя игры-занятия. Чтобы не повышать психологическую нагрузку заикающемуся ребенку, в игровое занятие следует постепенно вводит элементы учебной деятельности. Требует решения проблема логопедического воздействия на заикающихся детей преддошкольного возраста и связи в работе логопедов, оказывающих логопедическую помощь заикающимся детям разного возраста. Наиболее эффективно устранение заикания в возрасте от 2 до
4 лет, поэтому необходимо решить вопрос преемственности в работе логопедов в системе народного образования и здравоохранения, увеличивая количество ясельных групп для заикающихся с соответствующими медицинскими, воспитательными и логопедическими кадрами.
Перспективно в плане решения проблемы заикания со здание в стране групп риска. Наблюдение ребенка от роэк дения до возраста, в котором возникает заикание, способ ствовало бы и оказанию ранней помощи только что начавшему заикаться, и изучению особенностей заикания в столь раннем возрасте. С этой проблемой тесно связана проблема разработки психологически обоснованных методик логопедической работы как с детьми раннего возраста, так и на протяжении всего дошкольного периода. Требуют дальнейшей разработки перспективные психологический и психолингвистический аспекты заикания.
Контрольные вопросы и задания
1. Раскройте механизм заикания с позиций физиологического подхода.
2. Раскройте психологический и психолингвистический аспекты механизмов заикания.
3. Охарактеризуйте историю развития учения о заикании.
4. Какие основные направления в терапии и коррекции заикания сформировались со времен древности до настоящего времени?
5. Каковы предпосылки создания комплексного подхода к устранению заикания?
6. Какова этиология заикания?
7. Симптоматика заикания.
8. Течение заикания в разные возрастные периоды.
9. Особенности симптоматики заикания у дошкольников, школьников, подростков и взрослых.
10. Методика обследования заикающихся разного возраста.
11. Общая характеристика комплексного лечебно-педагогического подхода к устранению заикания,
|
|
12. Назовите основные задачи и формы лечебно-оздоровительной работы с заикающимися детьми.
13. Раскройте основные задачи и формы коррекционяо-педагогической работы с заикающимися детьми.
14. Виды психотерапии и ее значение в устранении заикания в разные возрастные периоды.
15. Охарактеризуйте современные методики логопедических занятий с заикающимися детьми дошкольного возраста.
16. В чем заключаются особенности логопедических занятий с заикающимися школьниками?
17. Раскройте особенности логопедической работы с заикающимися подростками и взрослыми.
18. Как реализуется дифференцированный подход при устранении заикания?
19. В чем значение развивающего и коррекционного аспектов логопедической работы с заикающимися дошкольниками и школьниками?
20. Как реализуются дидактические принципы в логопедических занятиях с заикающимися?
21. Расскажите о возможностях использования наглядных пособий и технических средств обучения на логопедических занятиях с заикающимися.
22. Сравните формы организации логопедической помощи заикающимся в системах образования и здравоохранения.
23. Какие факторы влияют на эффективность преодоления заикания у детей? Назовите причины рецидивов.
Литература
1. Абелева И.Ю.и др. В помощь взрослым заикающимся. — М., 1969.
2. Асатиани Н. М. Заикание у взрослых // Заикание / Под ред. Н. А. Власовой, К. П. Беккера. — М., 1983. — С. 180— 221.
3. Власова Н. А. Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками. — М., 1959.
4. Волкова Г. А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. — М., 1983.
5. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи / Под ред. С. С. Ляпидевского, В. И. Селиверстова. — М-, 1968.
6. Выгодская И. Г. и др. Устранение заикания у дошкольников в игре. — М., 1984.
7. Заикание / Под ред. Н. А. Власовой, К. П. Беккера. — М., 1983.
8. Ковшиков В. А. Специфика заикания при различных нервно-психических расстройствах // Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей. — Л., 1976. — С. 4—25.
9. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. — М.,1968.
|
|
Ю. Обучение и воспитание заикающихся дошкольников. Программы для специальных дошкольных учреждений. — М., 1983.
И. Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С.С. Ляпидевского. М., 1969.
12. Селиверстов В. И. Заикания у детей. — М., 1979.
13. Хватцев М. Е. Логопедия. М., 1969.
14. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л. С. Волковой, В И (V ливерстова. — М., 1997. — Ч. I. — С. 356—553.
15. Чевелева Н. А. Исправление заикания у школьников процессе обучения. М., 1978.
17. Шкловский В. М. Психотерапия в комплексной системе лечения логоневрозов: Руководство по психотерапии / Пол ред. В. Е. Рожнова. — М., 1974. А
18. Ястребова А. В. Коррекция заикания у учащихся общеобразовательной школы. — М., 1980.